Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

Программа дополнительного образования познавательной направленности Детский интеллектуальный клуб "Шахматная беседка"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

1

Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 5-7 лет - Детский
интеллектуальный клуб «Шахматная беседка» на 2023-2025 учебные годы. – Каменск-Уральский
городской округ. – 2023 г.
Составитель: Н.А. Малькова, воспитатель
Программа обеспечивает вариативность образовательного маршрута в соответствии с интересами
и способностями воспитанников, направлена на удовлетворение конкретных образовательных
потребностей родителей как заказчиков образовательных услуг.
Программа разработана с целью развития интеллектуальных способностей детей через
организацию игр в шахматы.

2

СОДЕРЖАНИЕ

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ............................................................................................................................... 4
1.1. Пояснительная записка........................................................................................................................ 4
1.1.1. Цели и задачи Программы ................................................................................................................ 6
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы ..................................................................... 7
1.2. Планируемые результаты освоения Программы................................................................................ 7
1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы............................................. 9
1.4. Внутренняя система оценки качества образовательной деятельности по Программе ............. 10
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ...................................................................................................... 11
2.1. Содержание тематических блоков ................................................................................................... 11
2.2. Формы, методы и приемы шахматного образования по Программе ............................................ 13
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы в освоении Программы…………….14
2.4. Взаимодействие с родителями (законными представителями)……………………………….. ....15
2.5. Планирование образовательной деятельности (учебный план)
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ................................................................................................. 16
3.1. Материально-техническое обеспечение ............................................................................................ 16

3.1.1. Перспективно-тематическое планирование занятий по обучению игре в шахматы детей
дошкольного возраста (первый год обучения) ......................................................................................... 19
3.1.2. Перспективно-тематическое планирование занятий по обучению игре в шахматы детей
дошкольного возраста (второй год обучения) .......................................................................................... 23
3.2. Оценочные материалы ........................................................................................................................ 27
3.3. Перечень литературных источников ................................................................................................. 28

3

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», утвержденной
постановлениемПравительства Российской Федерации от 04 октября 2000 г. № 751 (СЗРФ.2000 №
41 ст. 4089), в разделе «Основные цели и задачи образования» сказано, что «система образования
призвана обеспечить разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих
способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности».
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека, но за это время ребенок
приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому обучение игре в
шахматы необходимо начинать как можно раньше. Об этом говорят педагогические и
физиологические исследования ученых всего мира. Потенциальные психофизиологические
возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5-7 лет высоки. Такое авторитетное
заключение о функциональных возможностях организма 5-7 летних детей дает все основания
широко популяризовать шахматы в дошкольных образовательных учреждениях.
У детей старшего дошкольного возраста имеется громадный потенциал возможностей
обучения игре в шахматы. Многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в
дошкольном возрасте. Х.Р. Капабланка, А. Карпов – в 4 года, М. Чибурданидзе – в 5 лет, Г. Каспаров,
Б. Спасский, Р. Фишер – в 6-летнем возрасте, А. Алехин, М. Таль – к 7 годам. Благодаря раннему
знакомству с шахматами многие из них стали чемпионами мира, поэтому в детском саду начинать
обучение дошкольников игре в шахматы можно с 5 летнего возраста.
Шахматы – это гармоничный сплав спорта, науки и искусства. Игра, привлекающая
к себе внимание миллионов людей на планете. Дело занимательное, увлекательное.
Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей.
Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе
детского сада, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки
детей к школе. Дети, играющие в шахматы, лучше воспринимают и усваивают содержание
школьных дисциплин, применяют полученные знания и опыт на практике, быстрее делают
домашнее задание.
Занятия шахматами развивает у дошкольников логичность и последовательность мышления,
умение анализировать, а также укрепляет характер. Дети становятся сосредоточеннее, лучше
запоминают, сравнивают, предвидят результат, планируют свою деятельность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной
направленности для старших дошкольников интеллектуальный клуб «Шахматная беседка» (далее
Программа) разработана на основе:
 Законом РФ «Об образовании » от 29.12.2012, приказ № 273 – ФЗ;
 Конституцией РФ и учетом Конвенции ООН о правах ребенка;
 Федеральным Государственным образовательным
стандартом дошкольного
образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 №
1155);
 Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам”;
 Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

 • Уставом муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад
№ 97».
Проведенный в образовательном учреждении опрос родителей показал, что существует
заинтересованность в организации дополнительной образовательной деятельности по шахматам.
Программа составлена на основе:
 Авторских программ: И.Г. Сухин «Шахматы, первый год», «Приключения в
Шахматной стране»
 Методического пособия «Шахматы для детей» С. Чеваннес.
Актуальность программы обусловлена тем, что в дошкольном детстве происходят
радикальные изменения: на первый план выдвигается формирующая функция обучения, в
значительной степени способствующая становлению психики старших дошкольников и наиболее
полному раскрытию способностей детей. Реализация содержания программы позволяет воплотить
многие позитивные идеи – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к
знаниям. Шахматы в ДОУ положительно влияют на совершенствование у детей многих
психических процессов и таких качеств, как память, внимание, восприятие, воображение, мышление,
начальные формы волевого управления поведением. Игра в шахматы помогает многим детям не
отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей
некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного
самовыражения, самореализации, позволяет этим детям преодолеть замкнутость.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по
обучению игре в шахматы максимально доступен детям-дошкольникам. Стержневым моментом
занятий становится деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют,
группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое
использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение
дидактических сказок и т.д. важное значение при изучении шахматного курса имеет специально
организованная игровая деятельность на занятиях, использование мнемотехнических приемов для
развития памяти, приемы обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Содержание деятельности дошкольников в рамках реализации дополнительной
программы «Шахматная беседка».
Программой предусматривается 4 занятия в месяц с сентября по май. 34 занятия для
воспитанников в течении года.
На каждом из занятий подается элементарный шахматных материал с углубленной проработкой
отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой
шахматной фигуры, ее игровых возможностей.
Программа разработана для детей старших и подготовительных к школе групп, возраст от 5 до
7 лет.
Объем программы. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25-30 минут (в соответствии с
возрастом)
Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование
дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических приемов.
Перечень способов (физкультминуток), которые применяются в работе с детьми:
5

-арт-брейки (короткие перерывы с элементами творчества).
-плей-брейки (перерыв в середине занятия с заданием в игровой увлекательной форме).
-спорт-брейки (небольшой перерыв в игровой форме с элементами спорта).
-видео-брейки (просмотр небольшого видео на шахматную тематику, например о творчестве известных
шахматистов или даже мультфильмы на шахматную тематику («Шахматы для детей»,
«Фиксики «Шахматы», «Вокруг шахмат»).
-шахматные викторины с подсчётом заработанных очков.
-сеансы одновременный игры, где сеанс может проводить один из учащихся, не зависимо от его силы.
Педагог курирует и помогает (не подсказывает).
Суть подобных перерывов заключается в том, чтобы отвлечь детей от напряжённой мыслительной
деятельности, подготовив тем самым базу для восприятия знаний, уже свежим взглядом. Но одной из
важных причин данного метода заключается в том, чтобы удовлетворить
эмоциональные потребности детей с разными типами восприятия информации.
Для закрепления знаний используются дидактические задания и позиции для игровой практики.
Предоставление дополнительных образовательных услуг и реализация дополнительной
общеобразовательной программы для детей детского интеллектуального клуба «Шахматная беседка»
осуществляется только пожеланию родителей (их законных представителей).
-

1.1.1. Цели и задачи Программы
Целью внедрения программы «Шахматная беседка» является создание условий для
личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования
общей культуры личности и организации содержательного досуга средствами обучения игре в
шахматы.
Задачи:
Образовательные задачи:
1. Знакомить детей с шахматными фигурами, шахматной доской, учить ориентироваться на ней.
2. Знакомить детей с расстановкой шахматных фигур перед шахматной партией, с их начальным
положением, ходом, взятием.
3. Дать детям понятия «шах», «мат», «ничья», «пат».
4. Учить детей правилам рокировки.
5. Учить детей играть короткие шахматные партии, изучение основ шахматной игры.
Развивающие задачи:
1. Формировать навыки мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация,
обобщение).
2. Развивать познавательные психические процессы: слуховое и зрительно-пространственное
восприятие, внимание, речь, память, воображение, зрительно-моторные координации.
3. Развивать творческое и вариативное мышление, способность мыслить и действовать
самостоятельно.
4. Развивать любознательность, самостоятельность, инициативность, коммуникативность.
5. Подготовка ребенка к школе.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать произвольность поведения, самоанализ и самоконтроль.
2. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща
играть, заниматься выбранным делом.
6

3. Воспитывать интерес к интеллектуальным играм.
4. Формировать потребность проводить свободное время в социально-значимых целях, занимаясь
различной деятельностью
5. Вырабатывать у детей настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих
силах.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Принципы:
- Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности
каждого участника и всего коллектива в целом.
- Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное
созерцание со стороны.
- Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
- Принцип психологической комфортности – создание образовательной среды,
обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов обучающего процесса.
- Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его
взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.
- Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и
им систематически предоставляется возможность выбора.
- Принцип творчества – данный процесс сориентирован на приобретение детьми собственного
опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах
организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и
личностного развития.
Организация образовательного процесса основана на индивидуальном и деятельностном подходе.
Подходы:
 культурно-исторический (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев,
Д.Б.Эльконин и др.);
 деятельностный (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.);


комплексный;



личностный (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский).

1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Ожидаемые результаты в ходе реализации программы
• Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребенка, развитие коммуникативных
способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
• Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре
• Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения,
соревнования).
• Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от
начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на
практике.

7

К концу года обучения дети должны знать:
- Историю возникновения шахматной игры;
- Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры,
начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе,
длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
- Названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- Правила хода каждой фигуры;
- Имена нескольких выдающихся шахматистов;
- Шахматные термины: рокировка, нотация, битое поле, шах, мат, пат, ничья.
К концу года дети должны уметь:
- Ориентироваться на шахматной доске;
- Играть каждой фигурой в отдельности;
- Правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- Правильно расставлять фигуры перед игрой;
- Различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- Решать элементарные шахматные задачи;
- Ориентироваться на шахматной доске;
- Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушений правил шахматного кодекса;
- Правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- Правильно расставлять фигуры перед игрой;
- Различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать;
- Объявлять «шах»; ставить «мат»;
- Решать элементарные задачи на «мат» в один ход.

1.3.

Значимые характеристики для разработки и реализации.Программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной
направленности для старших дошкольников интеллектуальный клуб «Шахматная беседка»
разработана на основе авторских программ И.Г. Сухина «Шахматы, первый год»,
«Приключения в Шахматной стране», С. Чеваннес. «Шахматы для детей» Авторы данных
программ опираются на ряд нетрадиционных авторских наработок, а именно:
- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;
- применение нестандартных дидактических заданий и игр;
- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;
преимущественное использование в ученом процессе игровых положений с
ограниченнымколичеством фигур;
выявление стержневой игры первого этапа обучения «Игры на уничтожение», фигура
противфигуры;
- разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;
- неспешный подвод к краеугольному шахматному термину «мат».
Для успешной реализации Программы учитываются возрастные характеристики воспитанников.

Возрастные характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста
5-7 лет значимые для реализации программы.

8

Старшая группа (от 5 до 6 лет)
В целом, детский коллектив дружный, эмоционально отзывчивый. Поведение дошкольников всё
чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей своих сверстников и наставников. Дети много
общаются со взрослыми, которые для них являются авторитетом. Следует отметить, что некоторые дети,
в силу особенностей своего характера (застенчивости, скромности) испытывают затруднения в общении.
Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательноисследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий,
участников по совместной деятельности.
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе,
обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,
участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и
радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается
разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной
деятельности.
Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической
принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.
Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом
нуждается. Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
Ребенок обладает развитым воображением; владеет разными формами и видами игры; умеет
подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и
адекватно их оценивать.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания,
использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в
ситуации общения.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными
движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам
в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать
правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
Проявляет ответственность за начатое дело.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется
причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей;
склонен наблюдать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором
он живет; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных
видах деятельности.
Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые
знания.
Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет
представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических
событиях.
Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая
традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
В целом, детский коллектив дружный, эмоционально отзывчивый. Поведение дошкольников всё
чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей своих сверстников и наставников. Дети много
общаются со взрослыми, которые для них являются авторитетом. Следует отметить, что некоторые дети,
в силу особенностей своего характера (застенчивости, скромности) испытывают затруднения в общении.
Большую значимость для детей данного возраста приобретает общение между собой. Их
избирательные отношения становятся устойчивыми, зарождается детская дружба. Дети продолжают
9

активно сотрудничать, играть то с одним, то с другим партнёром. Иногда у них наблюдаются и
конкурентные отношения.
Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл. Усложняется игровое
пространство. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную
линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и
менять свое поведение в зависимости от места в нем.
Дети уже способны осознавать себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и
поведения. Они могут давать определения некоторым моральным понятиям (доброта, жадность и т.д.),
эмоционально оценивают свои поступки в соответствии с правилами и нормами («что такое хорошо и что
такое плохо»).
У детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запомнить достаточно
большой объем информации (особенно у девочек), складываются интеллектуальные предпосылки к
учебной деятельности. В связи с этим дети хорошо ориентируются в окружающем мире.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольными. В некоторых
видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй,
лексика. Развивается связная речь (диалогическая и монологическая).
У детей наблюдаются значительные изменения и в физическом развитии. Активно
развивается моторика, наращивается и самостоятельно используется двигательный опыт. Дети способны
поддерживать правильную осанку. По собственной инициативе они могут организовывать подвижные
игры и соревнования со сверстниками.

1.4. Внутренняя система оценки качества образовательной деятельности по
Программе
Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка
производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки
индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности
педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в
спонтанной и специально-организованной деятельности:
• Коммуникации со сверстниками и взрослыми.
• Игровой деятельности.
• Познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной
активности).
• Проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности, как
развивается умение планировать и организовывать свою деятельность).
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения
следующих образовательных задач:
1) Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) Оптимизация работы с группой детей.
Методика проведения педагогического мониторинга, критерии диагностики
Диагностика детского развития проводится два раза в год: до начала реализации Программы для
определения возрастной группы и в конце реализации Программы для мониторинга качества
образования. В ходе образовательной деятельности педагог создает игровые ситуации, чтобы
оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия. Инструментарий для
педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать
10

индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка (Приложение1)
Оценочные материалы
Критерии оценки:
2 (высокий) Ребенок имеет представление о «Шахматном королевстве», истории шахмат. Умеет
пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильнонаходить поля, вертикали
и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает иназывает шахматные фигуры. Знает
ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о
приемах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли,
выполнять задания в более быстром темпе. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая
моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный
ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить,
анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах, пат и мат».
1 (средний) Ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клетку, в умении быстро
и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает
название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «не
равно»,
«больше»,
«меньше».
0 (низкий) Ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали, диагонали,
показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматныефигуры. Не знает
ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятия о «рокировке», «Шах и мат».

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание тематических блоков
Название
тематического блока
Шахматная доска.
Шахматная доска, белые
и черные поля,
горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр.

Дидактические игры и задания
«Шахматная доска» Дидактическая игра «Чёрно-белые клетки».
Каждому ребёнку раздаётся не правильное мини-шахматное поле 4 на
4 клетки, белые и чёрные квадраты. С помощью накладывания
квадратов на клетки поля, ребёнок делает правильную шахматную
доску.
«Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ». Двое играющих по
очереди заполняют названную линию шахматной доски фишками,
пешками и т.д.

11

Шахматные
фигуры. Белые, черные,
ладья, слон, ферзь, конь,
пешка, король.

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке все шахматные
фигуры. Каждый из детей на ощупь пытается определить, какая
фигура спрятана.
«Угадай-ка». Педагог или ребёнок словесно описывают одну из
шахматныхфигур, дети угадывают.
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе воспитателя в
один ряд. Дети по очереди называют все шахматные фигуры,
кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия
этой фигуры надо сказать: «Секрет». «Угадай». Педагог загадывает
про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая
фигура загадана.
«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает
детей, чем они похожи друг на друга, чем отличаются?
«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур.
Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону.

12

Начальная расстановка
фигур.
Начальное положение
(начальная позиция);
расположение каждой из
фигур в начальной
позиции; правило «ферзь
любит свой цвет»; связь
между горизонталями,
вертикалями, диагоналями
и начальной расстановкой
фигур.
Ходы и взятие фигур
(основная тема учебного
курса). Правила хода и
взятия каждой из фигур,
игра на уничтожение»,
белопольные и
чернопольные слоны,
одноцветные и
разноцветные слоны,
качество, легкие и
тяжелые фигуры,
ладейные, коневые,
слоновые, ферзевые,
королевские пешки,
взятие на проходе,
превращение пешки.

Задача: поставить все фигуры по высоте.
«Мешочек». Дети по одной вынимают шахматные фигуры и
расставляют начальную позицию.
«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и
спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном
положении.
«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном
положении, к примеру «Ладья стоит в углу», и бросает мяч
кому-то из детей. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

«Игра на уничтожение» - важнейшая игра курса. У ребенка
формируется внутренний план действий, развивается
аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог
играет с детьми ограниченным числом фигур (чаще всего
фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все
фигуры противника.
«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все
черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая
каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются
заколдованными, недвижными).
«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки
шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не
перепрыгивая их.
«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь
определенной клетки шахматной доски, не становясь на
«заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом
черных фигур.
«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные
фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной
доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных
фигур.
«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая
фигура должна достичь определенной клетки шахматной
доски.
«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры
ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру
на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на
клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но
при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход
напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на
13

Цель шахматной партии.
Шах, мат, пат, ничья, мат
в один ход, длинная и
короткая рокировка и ее
правила.

Игра всеми фигурами из
начального положения.
Самые общие
представления о том, как
начинать шахматную
партию.

две черные фигуры.
«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее
– побить незащищенную фигуру.
«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую,
стоящую под боем.
«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при
любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на
уничтожение», но с «заминированными» полями.
Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела
(даже такие, на первый взгляд, странные, как «Лабиринт»,
«Перехитри часовых» и т.п., где присутствуют «заколдованные»
фигуры и «заминированные» поля, моделируют в доступном для
детей виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются
шахматисты в игре на шахматной доске. При этомвсе игры и
задания являются занимательными и развивающими, эффективно
способствуют тренингу образного и логического мышления.
«Шах или не шах». Проводится ряд положений, в которых дети
должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить
шах черному королю.
«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.
«Мат или не мат». Проводится ряд положений, в которых дети
должны определить: дан ли мат черному королю.
«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального
положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
«Рокировка». Дети должны определить, можно ли рокировать в
тех или иных случаях.
«Два хода». Для того, чтобы ребенок научился создавать
и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим
образом: на каждый ход педагога ребенок отвечает двумя
своими ходами.

14

2.2.

Формы, методы и приемы шахматного образования по Программе

Построение дополнительной образовательной деятельности основывается на адекватный
возраст разнообразных формах работы с детьми. В данном образовательной процессе используются
следующие формы и приемы работы с детьми старшего дошкольного возраста:
 групповая и индивидуальная образовательная деятельность,
 дидактические игры и задания,
 игровые упражнения,
 головоломки,
 просмотр и обсуждение мультфильмов,
 чтение, беседы, специальные рассказы об интересных фактах и событиях,
 разучивание стихотворений,
 продуктивная деятельность (конструирование, рисование, аппликация),
 творческие задания,
 конкурсы,
 турниры,
 праздники,
 викторины.
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от
репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого
применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
Методы обучения, как способы организации дополнительной образовательной деятельности
дошкольников, являются важным фактором успешности усвоения материала, а также развития
логического мышления и личностных качеств. Они влияют на развитие целостной картины мира
ребенка, его способностей, воспитание его потребностей.
По источнику передачи и характеру восприятия информации рассматривается
классификация методов, предложенная С. И. Петровским и Е. Я. Голантом: словесные, наглядные,
практические.
Следующая классификация методов, предложенная М. Н. Скаткиным и И. Я. Лернером,
позволяет определить характер познавательной деятельности детей и способ усвоения
содержания образования.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядно-образный и репродуктивный методы.
Они применяются при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении
правилам игры.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной
партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске
свой замысел, ребенок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется
следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.
Метод проблемного изложения. Разбор позиций разных направлений, творческое их
осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре, стремление
самостоятельномупоиску ответа.
Использование
этих
методов
предусматривает,
прежде
всего,
обеспечение
самостоятельностидетей в поисках решения самых разнообразных задач.
Комплекс приемов:
✓ приемы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти,
15

восприятия, воображения (иллюстрирование, демонстрация, презентация, театрализация, и т.д.);
✓ приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций в мыслительной
деятельности воспитанников (проблемный вопрос, проблемная ситуация, конструирование,
моделирование и т.д.;
✓ приемы, активизирующие эмоции воспитанников (драматизация, игра, имитация, праздники,
экскурсии и т.д.);
✓ приемы контроля, самоконтроля (самостоятельные работы творческого характера и т.д.);
✓ приемы управления межличностными отношениями (совместное нахождение лучшего решения
и т.д.).
Педагогическая целесообразность программы «Шахматная беседка» заключается в выбранной
тактике использования традиционных и нетрадиционных форм работы, которые вполной мере
решают все задачи шахматного образования детей старшего дошкольного возраста.

2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы в
освоении Программы
Для воспитанников освоения Программы (5-7 лет) приоритетной сферой инициативы является
изучение. Педагог осуществляет следующую деятельность по поддержкидетской инициативы:
 вводит адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием
его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта;
 спокойно реагирует на неуспех ребенка и предлагает несколько вариантов исправления
работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование
деталей и т.п.; рассказывает детям о трудностях, которые педагог сам испытал;
 создает условия (ситуации), позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретя
уважение и одобрение со стороны взрослых и сверстников;
 обращается к воспитанникам с просьбой научить его тем индивидуальным достижениям,
которые есть у каждого из них;
 помогает при необходимости в решении проблем при организации игры;
 привлекает к планированию деятельности детского коллектива на день и более
отдаленную перспективу, учитывая и реализуя их пожелания и предложения;



создает условия для самостоятельной творческой и познавательной деятельности детей по
интересам.


2.4.

Взаимодействие с родителями

Для реализации данной программы необходимо тесное сотрудничество с родителями
воспитанников, которое направлено на вовлечение семьи в образовательный и воспитательный
процесс и популяризация шахмат в семье.
В работе по данному направлению используются разнообразные формы сотрудничества:


родительские собрания с использованием слайдовых презентаций («Шахматы – не просто
игра», «Я – дошкольник: дополнительная образовательная деятельность в ДОУ «Шахматная
беседка») с целью знакомства родителей с содержанием, задачами и методами освоения детьми
игры в шахматы;
16





наглядный материал в родительском информационном уголке с целью знакомства родителей
сработой шахматного клуба;
памятка «Играем вместе» с целью закрепления пройденного материала;



тематические консультации («В шахматисты прямо из песочницы», «Нужно ли отдавать
ребенка в шахматный клуб?» и др.) с целью педагогического просвещения, обеспечения
целостногоразвития личности дошкольника, повышения компетентности родителей в области
воспитания, ориентирования их на развитие у ребенка потребности к познанию;
индивидуальные беседы об успехах детей, «Использование детской литературы по изучению



шахмат дома», «Обыгрывание шахматных ситуаций» с целью установления доверительных
отношений между родителями и педагогами, а также привлечение их к сотрудничеству,
оказания своевременной помощи по тому или иному вопросу по шахматам, способствовать
достижению единой точки зрения по этим вопросам;
оформление мини-музея «Шахматный мир» с целью совместного участия в создании
своеобразной экспозиции в ДОУ;





анкетирование с целью обеспечения обратной связи с семьей, уточнения представления
родителей о дополнительном образовании в ДОУ, выявление отношения родителей к
вопросам шахматного образования дошкольников в детском саду и его реального
осуществления в семье;
мастер-класс по обучению игре в шахматы для родителей не умеющих играть;



мини-турнир с участием родителей;



оформление опыта семейного воспитания «Наша шахматная семья» с целью освещения
семейного опыта по освоению игры в шахматы, организации совместной деятельности
детей и взрослых (выпуск семейных газет, тематических альбомов с рассказами и т.п.) с
целью обогащения коммуникативного опыта дошкольника.

Календарное планирование работы с родителями
№

1.

Форма
проведения
Консультация
для родителей

Мероприятия по
тематике

Участники

Сентябрь
«Вопрос - ответ»
Родители
(методические
рекомендации по
организации)

Предполагаемый результат

Помощь в вопросах
обучения детей
шахматам.

Октябрь

2

Консультация
для родителей

3

Анкетирование

Консультации о
подборе развивающих
игр для детей старшего
дошкольного
возраста 5-7 лет.

Родители

Способствовать повышению
педагогической культуры
родителей.

Родители

Опрос родителей с целью
изучения мнения родителей о
работе клуба и полученных детьми
знаний за время обучения.

Ноябрь

«Играй и
развивайся».

17

Декабрь

4

Памятки –
рекомендации:

Организация
«Домашней
игротеки».

5

Индивидуальные
беседы с
рекомендациями
для каждого
конкретного
ребенка.

Опросник
«Отношение
родителей к
интеллектуальному
развитию своего
ребенка»

Родители и
воспитатели

Познакомить родителей с играми
интеллектуальной направленности
для дома и улицы и разными мини
играми в шахматах при обучении.

Родители

Определение эффективности
реализации программы
«Шахматная беседка»

Родители,
воспитатели

Способствовать повышению
педагогической культуры
родителей и воспитателей.

Январь

Февраль

6

Памятка

«Интеллектуальное
развитие ребенка дошкольника»
Март

7

Разъяснительная,
образовательная
работа.

По запросу

Родители

Познакомить родителей со
структурой занятия, формами и
методами проведения.

Апрель

8

Подбор и
демонстрация
специальной
литературы,
направленной на
развитие
логического
мышления;

Выставка литературы
по развитию
логического
мышления.

Родители,
воспитатели

Способствовать повышению
педагогической культуры
родителей и воспитателей.

Родители,
воспитатели

Закрепление и обобщение
пройденного материала.

Май

9

Показом
фрагментов
деятельности
детей.

Совместные игры в
шахматы.

Предполагаемые результаты по повышению уровня развития
педагогической компетентности родителей ДОУ
Родители

Являются активными участниками педагогического процесса в совместной
деятельности с воспитателем дополнительного образования.
Занимают активную позицию на родительских собраниях, совместных праздниках,
проводимых в дошкольном учреждении.
Посещают открытые просмотры занятий.
Информированы о задачах интеллектуальных особенностях развития детей.
Становятся не только зрителями, но и полноценными участниками совместно с детьми.
Интересуются видами и формами работы с детьми.

18

2.5 Планирование образовательной деятельности (учебный план)
Программа разработана для детей старших и подготовительных к школе групп, возраст от 5 до 7 лет.
Объем программы. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25-30 минут (в соответствии с
возрастом).
Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование
дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических приемов.
На каждом из занятий подается элементарный шахматных материал с углубленной проработкой
отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости
каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей.

№
1.
2.

Возраст детей
Дети в возрасте
5-6 лет
Дети в возрасте
6-7 лет

Количество занятий
в неделю
в месяц
в год

Продолжительность
занятий

1

4

34

30 минут

1

4

34

30 минут

Календарный учебный график (5-7 лет)
Содержание
Календарная продолжительность
учебного периода, в том числе:

Возрастная группа - старший дошкольный возраст от 5
до 7 лет
01 сентября - 31 мая
34 недель

Кадровое обеспечение.
Педагогические работники, реализующие данную Программу должны иметь курсы повышения
квалификации соответствующей профилю программы, без предъявления требований к стажу работы.
Занятия по дополнительной дошкольной образовательной программы по шахматам проводятся в
специально оборудованном помещении детского сада.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация содержания программы предусматривает наличие демонстрационной доски,
методического набора к ней, демонстрационных шахматных фигур на магнитах, настольных
шахматных досок с набором шахматных фигур по количеству воспитанников.
Из технических средств обучения и воспитания имеются мультимедийный проектор,
ноутбук, колонки. Для успешной реализации содержания программы имеются оборудование и
атрибуты, представленные в таблице.

19

Для воспитанников - демонстрационная настенная магнитная шахматная доска с комплектом
шахматных фигур;
- настольные шахматы и шахматные деревянные доски, напольные шахматы;
- дидактические игры для обучения игре в шахматы, кубики с шахматными
фигурами, пазлы и др.;
- наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов,
тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);
- обучающие презентации по шахматам, простые карандаши;
- атрибуты для игр (волшебный мешочек, картонное поле, короны
шахматных фигур);
-ЛЕПБУК по закреплению пройденного материала в самостоятельной
деятельности;
- технические средства обучения: автоматизированное рабочее место
педагога ноутбук;
- шахматные тетради.

20

3.2.2. Перспективно-тематическое планирование занятий по обучению игре в шахматы для детей
дошкольного возраста 5-7лет.
Месяц. Тема.
1 Сентябрь
«Шахматная
беседка»

2 сентябрь
«Поле битвы»

3 сентябрь
«Не путайте
пешки с
пышками»

Цель.
Познакомить детей с игрой
шахматы, историей и
легендами. Развивать
устойчивый интерес к игре.

Содержание.
Используемая литература.
Просмотр советских мультфильмов о шахматах.
И. Г. Сухин
Знакомство с историей шахмат (презентация на
«Приключения в
мультимедиа) «От Чатуранги к Шатранджу»,
Шахматной стране» стр.
проникновение шахмат в Европу. Легенды о
1-13
шахматах. Загадки из тетрадки. Расстановка шахмат
С. Чеваннес «Шахматы
на шахматной доске. Анализ расстановки фигур – у
для детей» стр. 6-8
каждой фигуры своё место.
Знакомить детей с
Упражнения в рабочей тетради – дорисовать
И. Г. Сухин
вертикалями,
вертикали, горизонтали, диагонали чёрным
«Приключения в
горизонталями,
карандашом, выделить центр. Загадки из тетрадки.
Шахматной стране» стр.
диагоналями, центром на
Дидактическая игра на линии и шахматные доски
16-20
шахматной доске.
«Исправь ошибку». Словесная игра «Что бывает
Рабочая тетрадь «Давайте
вертикальным, горизонтальным, диагональным».
поиграем!»
Знакомить детей с
Расстановка пешек на шахматной доске.
И. Г. Сухин
шахматной фигурой пешка,
Правильное расположение доски по отношению к
«Приключения в
её ходом и правильным
игроку. Загадки из тетрадки. Задачи 4на4 клетки.
Шахматной стране»
расположением на
Дидактические упражнения «На проходе»,
стр.83-89
шахматной доске. Обратить
«Перехитри часового», «Змейка».
внимание детей, как
правильно ставить
шахматную доску по
отношению к игроку и с
какой стороны строятся
белые и чёрные фигуры.

21

4 сентябрь
«Большой
мастер»

Знакомить детей с понятием Просмотр презентации о гроссмейстере Александре
И. Г. Сухин
«Гроссмейстер» и
Алёхине. Рассматривание плаката с его
«Приключения в
гроссмейстерами нашей
изображением. Повторение «горизонталь»,
Шахматной стране» стр.
страны. Воспитывать
«вертикаль», «диагональ», дидактические игры.
83-90
патриотизм и желание быть
Игровая практика мини-игра «Пешечный бой»
С. Чеванесс «Шахматы
лучше, умнее, играя в
для детей» стр. 17
шахматы. Развивать
устойчивый интерес у детей
к игре шахматы через миниигры.
5 Октябрь
Знакомить детей с
Правильное расположение ладьи на шахматной
И. Г. Сухин
«Я - Ладья»
шахматной фигурой и
доске. История о ладье. Загадки из тетрадки.
«Приключения в
ходом – ладьи. Учить
Дидактические упражнения «Ступеньки»,
Шахматной стране» стр.
правильному
«Лабиринт», «Путь в центр».
46-54
расположению ладьи на
шахматной доске
6 Октябрь
Закреплять знания детей о
2на2 клетки «Игры на уничтожение». Игровая
И. Г. Сухин
«Грозные
ладье и её ходе. Развивать практика мини-игра с пешками и ладьями «Грозные
«Приключения в
ладьи»
устойчивый интерес к игре
ладьи».
Шахматной стране» стр.
шахматы через мини-игры.
53
С. Чеванесс «Шахматы
для детей» стр. 20
7 Октябрь
Знакомить детей с
История слона. Расположение на шахматной доске.
И. Г. Сухин
«Этот слон
шахматной фигурой и
Загадки из тетрадки. Дидактические упражнения
«Приключения в
совсем на слона
ходом – слона. Учить
«Перехитри часового, часовых», «Лабиринт»,
Шахматной стране» стр.
не похож»
правильному
«Двойной удар», «Грозный слон».
56-63
расположению слона на
шахматной доске.

22

8 Октябрь
«Хлопотливые
слоны»

Закреплять знания детей о
слоне и его ходе. Развивать
устойчивый интерес к игре
шахматы через мини-игры.

2на2 клетки «Игры на уничтожение». Игровая
практика мини-игра с пешками и слонами
«Хлопотливые слоны».

9 Ноябрь
«В гостях у
ферзя» первая
встреча.

Знакомить детей с
шахматной фигурой ферзь и
её ходом. Правильным
расположением на доске.

История ферзя – «Ферзь любит свой цвет», «Самая
стильная королева». Задачи, игровые упражнения
«Лабиринт», «Перехитри часовых», «Хитрый
ферзь», «Грозный ферзь». Игры на уничтожение
2на2, 4на4 клетки.
История ферзя – «Ферзь любит свой цвет», «Самая
стильная королева». Задачи, игровые упражнения
«Лабиринт», «Перехитри часовых», «Хитрый
ферзь», «Грозный ферзь». Игры на уничтожение
2на2, 4на4 клетки.

10 Ноябрь
Знакомить детей с
«В гостях у
шахматной фигурой ферзь и
ферзя» вторая
её ходом. Правильным
встреча,
расположением на доске.
повторение.
Дать начальное
Считаем баллы.
представление о цене
фигур.
11 Ноябрь
Закреплять знания детей о Игры на уничтожение 2на2, 3на3 клетки. Мини-игра
«Проворный
ферзе и его ходе. Развивать
«Полицейский и грабители».
ферзь»
устойчивый интерес к игре
Шахматы через мини-игры.
12 Ноябрь
Литературная
страничка.

Развивать интерес к игре
Шахматы посредством
сказок и загадок.

И. Г. Сухин
«Приключения в
Шахматной стране» стр.
62
С. Чеванесс «Шахматы
для детей» стр. 25
И. Г. Сухин
«Приключения в
Шахматной стране» стр.
65-71
И. Г. Сухин
«Приключения в
Шахматной стране» стр.
65-71
С. Чавонесс «Шахматы
для детей» стр. 60
И. Г. Сухин
«Приключения в
Шахматной стране» стр.
71
С. Чеваннес «Шахматы
для детей» стр. 29

Чтение шахматных сказок (Папка). Отгадывание
шахматных загадок (Папка). Придумывание сказки
и загадок про игру шахматы и шахматных фигур.

23

13 Декабрь
Знакомить детей с
«Кони белые и
шахматной фигурой и её
чёрные» первая
ходом – конь.
встреча
14 Декабрь
Знакомить детей с
«Кони белые и
шахматной фигурой и её
чёрные» вторая
ходом – конь.
встреча,
повторение
15 Декабрь
Развивать устойчивый
«Голодные
интерес к игре у детей через
кони»
мини-игры.

16 Декабрь
«Шахматная
викторина,
посвящённая
Гарри
Каспарову»

17 Январь
«Куда идёт
король»

Систематизировать,
обобщить и закрепить
полученные знания в
интеллектуальном клубе
«Шахматная беседка».
Активизировать
мыслительную
деятельность. Воспитывать
спокойствие и
настойчивость, умение
достойно выигрывать и
проигрывать.
Знакомить детей с
шахматной фигурой и её
ходом – король.

История коня. Шаблон хода коня. Решение задач,
«Лабиринт». Игры на уничтожение 3на3, 2на2
клетки. Загадки из тетрадки.
История коня. Шаблон хода коня. Решение задач,
«Лабиринт». Игры на уничтожение 3на3, 2на2
клетки. Загадки из тетрадки.
Игры на уничтожение 3на3 клетки. Мини-игра
«Голодные кони»

И. Г. Сухин
«Приключения в
Шахматной стране» стр.
74-80
И. Г. Сухин
«Приключения в
Шахматной стране» стр.
74-80
И. Г. Сухин
«Приключения в
Шахматной стране» стр.
80
С. Чавоннес «Шахматы
для детей» стр. 34

Вопросы о шахматной доске, фигурах, ходах фигур,
гроссмейстерах, истории возникновения шахмат,
легенд. Шахматные загадки. Игры на уничтожение
2на2 клетки.

История короля. Игры на уничтожение 2на2, 3на3
клетки. Дидактические упражнения «Лабиринты»,
«Тройной удар», «Один в поле воин»

И. Г. Сухин
«Приключения в
24

18 Январь
«Покушение на
короля»
19 Февраль
«Шахматный
этикет. Рейтинг
игроков.»

Учить детей ставить шах.

Дидактические упражнения на магнитной
шахматной доске 8на8 клеток.

Воспитывать культуру
поведения в игре шахматы.
Познакомить с составной
частью в шахматных
партиях - рейтинг игроков.
Активизировать
мыслительную
деятельность, воспитывать
спокойствие и
настойчивость, умение
достойно выигрывать и
проигрывать.

Рейтинговая таблица на мольберте мелом – рейтинг
игроков. Закрепление шахматного этикета в минииграх по желанию детей.

20 Февраль
«Шахматный
турнир с
использованием
мини-игр»
посвящённый
советскому
гроссмейстеру
Ефиму Гейлеру.
21 Февраль
Закрепить знания детей о
«Ковёр –
ходе короля и позиции Шах.
самолёт»
первая встреча
22 Февраль
Закрепить знания детей о
«Ковёр –
ходе короля и позиция Шах.
самолёт» вторая
встреча,
закрепление.

Шахматной стране» стр.
92-99
С. Чавонесс «Шахматы
для детей» стр. 40
С. Чавонесс «Шахматы
для детей» стр. 64-66

В турнире используются мини-игры «Пешечный
бой», «Полицейский и грабители», «Охота на
пешки», «Прожорливые кони». С помощью
турнирной таблицы выявляются самые сильные
игроки шахматного клуба.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек». «Пазлы
собери шахматную фигуру». Дидактические
упражнения «Лабиринт», «Пять шахов», «Минные
поля».
Дидактическая игра «Чудесный мешочек». «Пазлы
собери шахматную фигуру». Дидактические
упражнения «Лабиринт», «Пять шахов», «Минные
поля».

С. Чавонесс «Шахматы
для детей» стр. 39
И. Г. Сухин
«Приключения в
Шахматной стране» стр.
102-109
С. Чавонесс «Шахматы
для детей» стр. 39
И. Г. Сухин
«Приключения в
25

23 Март
«Мат и пат»
встреча первая

Познакомить детей с новым
положением в шахматах –
пат.

Загадки из тетрадки. Мат в один ход.
Дидактические упражнения в положении пат.

24 Март
«Мат и пат»
встреча вторая,
повторение

Познакомить детей с новым
положением в шахматах –
пат.

Загадки из тетрадки. Мат в один ход.
Дидактические упражнения в положении пат.

25 Март
«Безопасность
короля»
26 Март
«Дидактические
игры и задания»
27 Апрель

Учить детей делать
длинную и короткую
рокировку.
Развивать логическое и
образное мышление.

Правила рокировки. Мини – комбинации с
рокировкой.

28 Апрель
«Детский мат»
29 Апрель

Развивать логическое и
образное мышление.
Знакомство с русским
гроссмейстером Михаилом
Талем.
Знакомить детей с
двойными ударами Познакомить детей с тремя
стадиями шахматных
партий.

Шахматной стране» стр.
102-109
И. Г. Сухин
«Приключения в
Шахматной стране» стр.
110-117
С. Чавоннес «Шахматы
для детей» стр. 66-71
И. Г. Сухин
«Приключения в
Шахматной стране» стр.
110-117
С. Чавоннес «Шахматы
для детей» стр. 66-71
С. Чавоннес «Шахматы
для детей» стр. 104-53

Дидактические игры и упражнения «Кратчайший
путь», «Захват контрольного поля», «Взятие»,
«Защита»
Михаил Таль, просмотр презентации, беседа по
портрету. Дидактические игры и упражнения
«Перехвати часовых», «Сними часовых», «Защита
контрольного поля»

И. Г. Сухин Программа
«Шахматы, первый год»
стр. 3
И. Г. Сухин Программа
«Шахматы, первый год»
стр. 3

Игровая практика в шахматы «Классический мат» в
четыре хода
Игровая практика.

С. Чавоннесс «Шахматы
для детей» стр. 72-87
С. Чавоннесс «Шахматы
для детей» стр. 78-80
26

«Дебют,
миттельшпиль,
эндшпиль»
30 Апрель
«Вилка, связка,
линейный
удар»
31 Май
«Спортивная
форма»
32 Май
«Шахматная
сказка»
33 Май
«До свидания,
шахматная
страна»
34 Май
«Шахматный
турнир,
посвящённый
нашему
земляку Анатолию
Карпову»

Познакомить детей с
тактическими приёмами

Игровая практика.

С. Чавоннесс «Шахматы
для детей» стр. 88-93

Повторение и закрепление
курса шахматного клуба
через решение шахматных
задач.
Расширять интерес детей к
шахматам. Учить
анализировать.

Игровая практика. Решение шахматных задач.

С. Чавоннесс «Шахматы
для детей» стр. 110-117

Чтение шахматной сказки и мини-партии по
желанию детей. Игровая практика.

Анализ, обзор,
систематизация и
обобщение пройденного за
год.
Воспитывать
настойчивость, выдержку,
волю, спокойствие,
уверенность в своих силах и
стойкий характер. Развивать
лидерские способности,
стремление стать первым,
заваёвывать высшие
награды и звания.

Решение шахматных задач. Игровая практика.

И. Г. Сухин
«Приключения в
Шахматной стране» стр.
132-135
И. Г. Сухин
«Приключения в
Шахматной стране» стр.
120-127

Игровая практика.

27

3.2. Список литературы
1. Весела, И. Шахматный букварь / И. Весела, И. Веселы. — М.: Просвещение, 2010;
2. Гришин, В. Г. Шахматная азбука / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.: Детская литература,2005;
3. Cухин, И. Г. Автореферат «Дидактическое обеспечение развития способности действовать
в уме» у дошкольников в контексте обучения игре в шахматы / И.Г.Сухин. – Москва – 2019 г.
4. Сухин, И. Г. Волшебный шахматный мешочек / И. Г. Сухин. — Испания: Издательскийцентр
Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992;
5. Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. — М.: Педагогика, 1991;
6. Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. — Ростовн/Д:
Феникс, 2004;
7. Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2000; 9.Сухин,
И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: учебник для
1 класса четырехлетней и трехлетней начальной школы / И. Г. Сухин – Обнинск:Духовное
возрождение, 1998;
8 . Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя/ И. Г. Сухин.
— Обнинск: Духовное возрождение, 1999;
Интернет-ресурс:
1. [Электронные ресурс] http://www.chess-master.net/articles/3.html
2. [Электронный ресурс] http://www.shahmatik.ru/
3. [Электронный ресурс] http://webchess.ru/ebook/
4. [Электронный ресурс] http://chesshmao.ru/?p=4364/
15. [Электронный ресурс] http://chess555.narod.ru/ wseobuch4.htm/

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».