Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 97 комбинированного вида»
623415, Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Западная, 12А
ПРИНЯТА:
Педагогическим советом
Детским садом № 97 комбинированного вида
Протокол № ____от «____»________2024г
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий Детским садом № 97
комбинированного вида
_____________ И.А. Никифорова
«____»________2024г
ПРОГРАММА
дополнительного дошкольного
образования
«ИГРАЕМ ВМЕСТЕ»
с детьми 4 – 7 лет
Составитель: Чистякова Алена Сергеевна
учитель-дефектолог
г. Каменск-Уральский
2024 г
СОДЕРЖАНИЕ
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цели и задачи реализации Программы.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы.
1.4. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста,
участвующих в реализации Программы.
1.5. Планируемые результаты освоения образовательной Программы
II. Содержательный раздел
2.1. Особенности организации образовательного процесса.
2.2. Календарно-тематическое планирование
III. Организационный раздел
3.1. Организационно – педагогические условия реализации Программы
3.2. Особенности организации развивающей предметнопространственной среды
Список литературы
I.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Ритмика- это синтетический вид деятельности
в основе которого лежит музыка,
а движения выражают образ и
конкретизируют основные
средства музыкальной выразительности.
А.И.Буренина
У детей с ограниченными возможностями здоровья большинство
психических функций формируются с запаздыванием. Развитие общения у
детей, имеющих отклонения, качественно отличается от развития его в
норме. Часто «особенным» детям трудно устанавливать эмоциональный
контакт даже с родными. Навыки взаимодействия и общения у «особых»
детей могут сформироваться в результате специальной работы. Групповое
занятия
создает
положительный
фон,
повышает
активность
во
взаимодействии между детьми и помогает настроиться на общение.
Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь
слуховых ощущений с мышечными. Было отмечено, что слуховое и
мышечное восприятие связано с временными ощущениями («Рефлексы
головного мозга»,1866). Также было доказано советским ученым,
неврологом и психиатром В.М. Бехтеревым, что вначале на маленького
ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные
сочетания и тембр звучащей музыки («Значение музыки в эстетическом
воспитании ребенка с первых дней его детства»). Развитием чувства ритма
рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для
дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх. Это связано с тем,
что они воздействуют в первую очередь на эмоциональный интеллект
ребенка, что помогает детям быстрее и лучше усваивать материал, учиться
говорить правильно.
Занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они
включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и
коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой
моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные
упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие
развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в
основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного
текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что
способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.
Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития
познавательных процессов и соответствует детским психофизическим
данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого
внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает
результативность в усвоении знаний.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал
предварительно не выучивается.
Возраст детей: программа ориентирована на детей в возрасте 4-7 лет.
Сроки реализации программы: 3 года.
Формы работы с детьми: подгрупповые занятия.
Длительность
занятий
составляет
20-30
минут.
Периодичность
проведения 2 раза в неделю.
Структура занятия
1.Вводная часть длится 3-5 минут: используются вводные упражнения,
которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью
музыки, упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания,
координации движений, регулировку мышечного тонуса.
2.Основная часть занимает 15 минут: включает в себя слушание музыки для
снятия эмоционального и мышечного напряжения, игру на музыкальных
инструментах, подвижные и малоподвижные игры, упражнения на развитие
дыхания, внимания, голоса, артикуляции, упражнения на развитие
координации
движения,
на
координацию речи
с движением,
на
координацию пения с движением, упражнения на развитие речевых и
мимических движений, общей моторики, мимических мышц, дыхания,
чувства ритма и темпа, упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
3.Заключительная часть занимает 2-5 минут: упражнения на восстановление
дыхания,
снятие
мышечного
и
эмоционального
напряжения,
релаксационные упражнения, упражнения на развитие дыхания.
1.2 Цели и задачи реализации программы
С этой целью была разработана программа дополнительного
образования «Играем вместе», которая составлена на основе учебнометодического пособия Картушиной М.Ю. «Логоритмические занятия в
детском саду».
Направления работы:
1.
развитие чувства ритма – упражнения, музыкально –
дидактические,
ритмические
игры,
речевые
игры
с
движениями,
направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;
2.
развитие артикуляционной
и
лицевой
моторики –
упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса,
мимических мышц;
3.
развитие
общей
моторики
–
динамические
игры
и
упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных
и координаторных функций;
4.
развитие мелкой моторики – пальчиковые игры и упражнения
с речевым сопровождением или использованием различных предметов,
направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики.
5.
развитие внимания – игровые упражнения, направленные на
расширение объема внимания, его переключаемости.
6.
развитие восприятия и воображения – игры и упражнения,
способствующие развитию творческих способностей детей.
Цель программы: развитие речевых и коммуникативных способностей,
овладение двигательными навыками,
процессов
стимулирование познавательных
развития ребёнка.
Задачи:
развивать
•
подвижность,
переключаемость
артикуляционного аппарата;
•
развивать тонкие движения пальцев рук;
•
развивать фонематическое восприятие;
•
формировать и развивать слуховое, зрительное внимание
и память;
•
формировать грамматический строй и связную речь.
•
формировать целенаправленные двигательные умения и
навыки;
•
развивать пространственные представления;
•
развивать переключаемость и координацию движений;
•
развивать
воображение
и
ассоциативно-образное
мышление;
•
развивать коммуникативные умения и навыки;
•
воспитывать
нравственно-эстетические
и
этические
чувства.
•
укреплять костно-мышечный аппарат;
•
формировать правильную осанку, походку;
•
развивать координацию движений и моторных функций.
•
воспитывать и развивать чувство ритма, способность
ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;
•
совершенствовать коммуникативные навыки
1.3 Принципы и подходы к формированию Программы
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что
она разработана с учетом современных образовательных технологий,
которые находят свое отражение в:
–
принципах обучения: постепенное приобретение навыков
(усложнение
выполняемых
заданий);
посильность
заданий
для
воспитанников; системность проведения занятий; соответствие содержания
образования уровню развития современной науки и техники; единства
процессов обучения и воспитания.
–
формах и методах обучения: словесные – объяснение, беседа,
советы, звукоподражание; наглядные – краткое объяснение, показ с
пояснением, указание при воспроизведении, беседа, разъяснение сюжета,
вопросы по последовательности движений, команды, образный сюжетный
рассказ; показ, игровой метод; практические – выполнение работы.
–
методах контроля и управления образовательным процессом:
индивидуальные консультации родителей.
1.4 Характеристики особенностей развития детей дошкольного
возраста, участвующих в реализации Программы
Необходимость проведения специальных занятий (коррекционной
ритмики) для дошкольников с ОВЗ обусловлена спецификой развития
данной категории детей:
- недостаточность сенсомоторной координации
- замедление приема и переработки сенсорной информации
-импульсивность,
эмоциональная
неустойчивость,
повышенная
истощаемость
-нарушения произвольности поведения
- отставание в физическом и речевом развитии
-нарушение
регуляции
произвольных
движений,
несформированность техники выполнения движений, недостаточность
двигательных качеств.
1.5 Планируемые результаты освоения образовательной
Программы
Ожидаемые результаты
•
Способность активно взаимодействовать со сверстниками и
взрослыми.
•
Сформированность знаний по лексическим темам, расширение
словарного запаса по лексическим темам.
•
Сформированность умений выполнять движения в соответствии
со словами.
•
Способность
выполнять
дыхательные
и
пальчиковые
упражнения.
•
Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в
заданном направлении, выполнять различные виды ходьбы.
•
Способность координировать движения в мелких мышечных
группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.
•
Улучшение результатов диагностик развития речи.
•
Воспитание бережного отношения к природе, животным.
•
Воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к
культуре и традициям народов России, родного края, труду людей.
II.
CОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Содержание образовательной деятельности
Занятие включает следующие виды упражнений:
•
Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
•
Динамические
упражнения
на
регуляцию
мышечного
тонуса
развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря
этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения
становятся точными и ловкими.
•
Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как
четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Они подготавливают
артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие
ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для
овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет
уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность
языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
•
Дыхательная
гимнастика
корректирует
нарушения
речевого
дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также
продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
•
Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды
памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание
детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
•
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом
человеке его достоинства; способствуют углублению осознания
сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще
проводятся в общем кругу.
•
Речевые игры могут быть представлены в различных видах:
ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком,
игры со звучащими жестами и музицированием на детских
музыкальных инструментах, игры-диалоги и др. способствует
быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение ритмических
задач.
•
Ритмические
игры
развивают
чувство
ритма,
темпа,
метра
(акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше
ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
•
Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление,
эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется
голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных
звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми
нарушениями
направлен
не
только
на
формирование
их
художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции,
дыхания.
•
Пальчиковые игры. Науке давно известно, что развитие подвижности
пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая
мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему
речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на
музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты
пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать
лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров
мозаики под проговаривание текста игры.
•
Элементарное
музицирование
на
детских
музыкальных
инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра,
темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические
процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.
Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно
совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных
инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых
бутылочек,
наполненных
различной
крупой,
«звенелках»
из
металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и
кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и
целлофана.
•
Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в
координации слова и движения, развивают внимание, память,
быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство
коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей
выполнять правила игры.
2.2 Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1
Тема занятия
Задачи
Формирование
динамической
координации движения
рук.
Солнышко и
•
Развитие речевого
дождик
дыхания.
•
Развивать
фонематическое
восприятие.
Содержание
•
2
Пальчиковая игра
«Прогулка»
•
Двигательное упражнение
«Ноги и ножки»
Игра
«Прогулка и дождик»
•
Упражнение на развитие
дыхания «К солнышку»
•
•
Пальчиковая игра
Развитие темпо«Дружба»
ритмической организации
•
Ритмическая игра «Капли»
речи.
Развитие
•
Шумовой оркестр
ритмической
Игра «Прогулка и дождик»
выразительности.
•
Ритмическая игра
•
Стимулирование
«Прощание с дождем»
двигательных умений и
•
Пальчиковая игра
навыков.
«Прогулка»
•
Тучка
3
Осенние
листья
Массаж «Дождик»
•
Упражнение
«Лужа»
•
Ритмическая игра «Падают
листья»
Двигательные
упражнения «Осенние листочки»
•
Упражнение «Грибы
большие и маленькие»
•
Пальчиковая игра
«Осенний букет»
•
Танец-игра с листьями
•
Обучать приемам
массажа.
•
Развитие
эмоциональной
выразительности.
•
Формировать
правильную осанку,
походку.
•
4
Осень в лесу
5
Репка
Двигательные
упражнения «Мы ногами –
топтоп-топ»
•
Развитие чувства
•
Динамическая пауза
ритма. Развивать
координацию движений и «Ветер»
моторных функций.
•
Шумовой оркестр
•
Формировать
•
Упражнение на развитие
пространственные
чувства ритма «Прогулка»
представления.
•
Танец-игра с листьями
•
Пальчиковая игра
«Осенний букет»
•
Формирование
динамической
координации движения
рук.
•
Развитие речевого
дыхания.
•
Развивать
фонематическое
восприятие.
•
6
Осенние
подарки
Пальчиковая игра «Дом и
ворота»
•
Закличка «Дождик»
•
«Огородный хоровод»
•
Массаж пальцев «Этот
пальчик»
•
Ритмическая игра «Кто
как идет»
•
Ритмическая игра «Жили
мыши на квартире»
Двигательное упражнение
«Репка»
•
Упражнение на развитие
чувства темпа «Поезд»
•
Развитие темпоПальчиковая игра
ритмической организации •
«Паучок»
речи.
Развитие
•
Пальчиковая игра
ритмической
«Осенний букет»
выразительности, слуха.
•
Стимулирование
•
Двигательные упражнения
двигательных умений и
«Мишки»
навыков.
•
Массаж
«Грибной дождик»
•
Упражнение «Грибы
большие и маленькие»
•
Игра «Маленький ежик»
•
Упражнение на развитие
динамического и ритмического
слуха «Поезд»
•
7
До свиданья, •
Формирование
•
Танец «Веселые сапожки»
птицы!
динамической
Физкультминутка «Клен»
координации
движения •
Упражнение на развитие
рук.
•
Развитие
речевого дыхания «Ветерок»
Двигательные упражнения
дыхания.
«Перелетные птицы»
•
Развивать
•
Игра «Птички»
фонематическое
•
Пальчиковая игра
восприятие.
«Птички»
8
Холодно!
9
Зима в лесу
Развитие темпоритмической организации
речи.
Развитие
ритмической
выразительности.
•
Стимулирование
двигательных умений и
навыков.
•
Физкультминутка «Мы
шагаем по сугробам»
•
Ритмическое упражнение
«Снежинки»
•
Упражнение на развитие
чувства ритма «Падают
снежинки»
•
Упражнение «Снегснежок»
•
Пальчиковая играмассаж
«Пальчик – мальчик»
•
Физкультминутка
«Метель»
•
«Зимняя игра»
•
Ритмическое упражнение
«Снежок»
•
Ритмическая игра
«Следы зверей»
•
Упражнение на развитие
дыхания «Волки»
•
Игра «Догонялки»
•
Развитие речевого
дыхания.
•
Развивать
переключаемость
артикуляционного
аппарата. Расширение
активного и пассивного
словаря.
•
Пальчиковая игра
«Пальчик-мальчик»
•
10
Дед Мороз
спешит на
елку
11
Украшаем
елочку
Формирование
динамической
координации движения
рук.
•
Развитие речевого
дыхания.
Развивать
фонематическое
восприятие.
•
•
Развитие
динамического слуха.
•
Развитие мелкой
моторики.
•
Укрепление
костномышечного
аппарата.
•
12
Наступает
Новый год
Упражнение на развитие
дыхания «Вьюга»
•
Физкультминутка «Дед
Мороз»
•
Ритмическое упражнение
«Снежинки»
•
Игра «Снежинки и Дед
Мороз»
•
Закличка «Морозушка –
Мороз»
•
«Зимняя игра»
•
Физкультминутка «Наша
елка»
Дидактическая играна
развитие динамического слуха
«Колокольчики звенят»
•
«Танец с фонариками»
•
Пальчиковая игра
«Наряжаем елку»
•
Закличка «Морозушка –
Мороз»
•
•
Пальчиковая игра
Развитие
воображения. Развивать «Наряжаем елку»
Игра «Ритмическое эхо»
подвижность, переключать •
•
Ритмическое упражнение
артикуляционного
аппарата.
«Зажигаем огоньки»
•
Формирование
•
Танец кукол
грамматического строя
•
Игра «Прятки»
речи.
•
Игра «Колпачок»
•
13
Новогодний
праздник в
лесу
14
Рукавичка
Развитие
эмоциональной сферы,
воображения.
•
Развитие
динамической и
статистической
координации общих
движений.
•
Расширение
активного и пассивного
словаря.
Пальчиковая игра
«Наряжаем елку»
•
Пьеса «На машине»
•
Ритмическая игра «Следы»
•
Стихотворение «Дед
Мороз»
•
Двигательные
упражнения «Лесные гости»
•
Игра «Заморожу»
•
Закличка «Морозушка –
Мороз»
Развитие
динамической и
статистической
координации общих
движений.
•
Расширение
активного и пассивного
словаря.
Формирование
правильной осанки.
•
•
•
•
•
•
•
Потешка
Ритмическая игра «Зайка»
Танец «Снежок»
Игра «Зайцы и волк»
Танец мишек
15
Снеговик
•
Развитие чувства
ритма.
Закрепление
навыков массажа.
•
Развитие
зрительного восприятия.
Потешка
•
Игра «Метелица»
•
Массаж «Снеговик»
•
Физкультминутка
«Попляшите»
•
Игра на развитие чувства
ритма «Снеговики и снежинки»
16
Кошка и
котята
•
Развитие слуха.
•
Закрепление
навыков массажа.
•
Развитие
зрительного восприятия.
Пальчиковая игра
«Расскажу про кошку»
•
Дидактическая игра на
развитие слуха «Кошка и
котенок»
•
Массаж тела «Заболела
кисонька»
•
Ритмическая игра «Цапки»
•
Игра «Киса и мыши»
•
•
17
Котята и
щенок
Развивать тонкие
движения пальцев рук.
•
Развивать
переключаемость
движений.
Развивать
зрительное восприятие и
внимание.
18
У бабушки в •
Формирование
гостях
восприятия отношений
между предметами в
пространстве.
•
Формирование
двигательных умений.
•
Развитие слухового
внимания и памяти.
Двигательные
упражнения «В гости к
бабушке»
•
Пальчиковая игра
«Бабушка и внучок»
•
Ритмическое упражнение
«Ладушки-ладошки»
•
Игра «Щенок
Митрошка»
•
Пальчиковая игра
«Расскажу про кошку»
•
Ритмическая игра
«Оркестр»
•
Игра «Киса и мыши»
•
Пестушка «Хамочек»
19
Как
снеговики
солнце
искали
Потешка
•
Массаж «Снеговик»
•
Физкультминутка
«Снежная баба»
Ритмическая игра
«Шагают снеговики»
•
Ритмическое упражнение
«В лесу»
•
Игра «Ритмическое эхо»
•
Двигательное
упражнение
•
Игра «Зайка»
•
Развитие
динамического слуха.
•
Развитие мелкой
моторики.
•
Укрепление
костномышечного
аппарата.
•
Пальчиковая игра
«Расскажу про кошку»
•
Потешка
•
Игра «Киса и мыши»
•
Игра с собачкой
Ритмическая игра
«Котенок и щенок»
•
Потешка «Кисонька
мурысонька»
•
•
•
20
Армейская
карусель
Развитие
эмоциональной сферы,
воображения.
•
Развитие
динамической и
статистической
координации общих
движений.
•
Расширение
активного и пассивного
словаря.
21
Как цыплята •
Развитие
чувства •
Упражнение на развитие
солнце
ритма.
чувства ритма «Цыплята»
будили
•
Развитие
•
Пальчиковый массаж
динамического слуха.
«Сорока»
•
Закрепление
•
Двигательные
навыков самомассажа.
упражнения «Зайчик»
•
Ритмическая игра
«Сапожки»
•
Дидактическая игра на
развитие динамического слуха
«Тихие и громкие звоночки»
•
Закличка «Солнышки»
•
Пальчиковая игра
«Мама»
22
Новая
столовая
•
Закрепление
навыков самомассажа.
•
Развитие
артикуляционной
моторики.
•
Ориентировка в
пространстве.
•
Упражнение «Машины»
Физкультминутка «Эй,
лошадка»
•
«Игра с лошадкой»
Упражнение на развитие
дыхания «Гудок»
•
Пальчиковая игра
«Капитан»
•
Стихотворение
«Самолет»
•
Игра «Космонавты»
•
Аппликация «Флажок»
•
Ритмическая игра
«Письмо на снегу»
•
Музыкальноритмическая игра «Строители»
•
Танец-игра «Вороны»
•
Массаж пальцев
«Воробьи»
•
Игра «Ритмическое эхо»
•
Самомассаж «Сорока»
•
Игра «Скворушки»
•
23
В гости к нам •
Развивать тонкие
пришли
движения пальцев рук.
матрешки
•
Развивать
переключаемость
движений.
Развивать
зрительное восприятие и
внимание.
Игра «Бубен»
•
Игра «Карусель»
Игра «Матрешки и
мышки»
•
Танец «Мы –
матрешечки»
•
Пестушка «Хамочек»
24
Весеннее
солнышко
•
Развитие
эмоциональной сферы,
воображения.
•
Развитие
динамической и
статистической
координации общих
движений.
•
Расширение
активного и пассивного
словаря.
Упражнение «Солнышко»
•
Игра на развитие
мимических движений
«Солнышко»
•
Игра «Солнышко»
Двигательные
упражнения «Солнечные
зайчики»
•
Ритмическая игра
«Сосульки»
•
Игра «Щенок
Митрошка»
•
Пьеса «Ну-ка, веселее!»
•
Игра «Скворушка»
•
Пальчиковая игра
«Большие и маленькие»
25
Весенняя
капель
•
Формирование
восприятия отношений
между предметами в
пространстве.
•
Формирование
двигательных умений.
•
Развитие слухового
внимания и памяти.
Упражнение на
растяжение мышц
«Потягушки»
•
Детская пестушка
•
Закличка «Солнышко»
•
Ритмическая игра
«Капель»
•
Игра «Воробей»
•
Игра «Я бегу, бегу, бегу»
•
•
•
26
Прилетайте,
птицы!
•
Развивать тонкие
движения пальцев рук.
•
Развивать
переключаемость
движений.
Развивать
зрительное восприятие и
внимание.
Игра «Я бегу, бегу, бегу»
•
Музыкальнодидактическая игра
«Колокольчик»
•
Игра-массаж ног
«Строители»
•
Игра «Скворушки»
•
Игра «Замри»
•
Массаж пальцев
«Воробьи»
•
Пальчиковая игра
«Ладушки»
27
Весенний
ручеек
•
Развитие
эмоциональной сферы,
воображения.
•
Развитие
динамической и
статистической
координации общих
движений.
•
Расширение
активного и пассивного
словаря.
Ритмическая игра
«Барабан»
•
Игра «Ежик и мыши»
•
Ритмическая игра
«Белочка»
•
Музыкальнодидактическая игра на развитие
слуха «Лесная прогулка»
•
Игра «Вышел Мишка на
лужок»
•
Пальчиковая игра
«Ладушки»
28
Кораблик
•
Формирование
восприятия отношений
между предметами в
пространстве.
•
Формирование
двигательных умений.
•
Развитие слухового
внимания и памяти.
Упражнение «Цыплята»
Упражнение «Плавный
подъем рук»
•
Ритмическая игра
«Лягушки»
•
Игра «Ну-ка, зайка»
•
Закличка «Солнышко»
•
Дыхательное упражнение
«Ветер»
•
Игра «Корабль пришел»
•
•
•
29
Утренние
лучи
•
Развитие речевого
дыхания.
•
Ориентировка в
схеме собственного тела.
•
Развитие
мимических мышц,
эмоциональной сферы.
Ритмическая игра
«Курочки»
•
Пальчиковая игра
«Цветы»
•
Дыхательное упражнение
с цветами
•
Пестушка «Хамочек»
•
Упражнение
«Потягушки»
Массаж тела
«Умывание»
•
Пальчиковая игра
«Ладушки»
30
Петушок и
его семья
•
Развивать тонкие
движения пальцев рук.
•
Развивать
переключаемость
движений.
Развивать
зрительное
восприятие и внимание.
Потешка «Петушок»
Двигательное упражнение
«Петушиная семья»
•
Игра «Куры и петух»
•
Ритмическая игра
«Курочки»
•
Упражнение «Цыплята»
•
Игра «Курочка, цыплята и
кошки»
•
Стихотворение «Храбрый
цыпленок»
•
Ритмическая игра «Кто
как ходит»
31
Колечко
•
Формирование
восприятия отношений
между предметами в
пространстве.
•
Формирование
двигательных умений.
•
Развитие слухового
внимания и памяти.
Упражнение «Мы
посадим все цветы»
•
Танец с цветами
•
Упражнение для пальцев
«Колечко»
•
Пальчиковая игра
«Коготки»
•
Физкультминутка «Гуси
на прогулке»
•
Ритмическая игра
«Индюк и овечка»
•
•
•
32
Бобровый
пруд
Развитие внимания. •
Двигательное упражнение
•
Развитие
«Олень»
равновесия.
•
Пальчиковая игра
•
Развивать
«Цветок»
координацию движений. •
Игра «Жуки»
•
Игра «Ритмическое эхо»
•
Пальчиковая игра
«Ерши»
•
Ритмическая игра «На
пруду»
•
Упражнение на
равновесие «Аист»
•
Упражнение на развитие
внимания «Аист»
•
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Организационно – педагогические условия реализации
Программы
Образовательный процесс осуществляется на основе
рабочей
программы, календарно-тематического планирования и регламентируется
расписанием занятий. В качестве нормативно-правовых оснований
проектирования данной программы выступает:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября
2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г.,
регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России
от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля
2023 г., регистрационный № 72264).
3.
Федеральная
образовательная
программа
дошкольного
образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября
2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г.,
регистрационный № 71847).
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Устав Детского сада № 97 комбинированного вида, правила
внутреннего распорядка воспитанников, локальные акты.
Указанные нормативные основания позволяют образовательному
учреждению разрабатывать образовательные программы с учётом
интересов и возможностей детей дошкольного возраста.
Научно-методическое
обеспечение
реализации
Программы
направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа
для всех участников образовательного процесса к любой информации,
связанной с реализацией Программы, планируемыми результатами,
организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
3.2 Особенности организации развивающей предметнопространственной среды
Организация
образовательного
пространства
и
разнообразие
материалов, оборудования и инвентаря обеспечивает:
- игровую, познавательную, музыкальную, исследовательскую и
творческую активность всех воспитанников;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой
моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с
предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Дидактический материал: дидактические карточки, музыкальные
произведения, аудиозаписи, иллюстрации, картины, раздаточный
материал в соответствии с лексическими темами.
Техническое оснащение занятий: портативная колонка,
музыкальные инструменты, декорации, костюмы,
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в
детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
2.
Баркан. А И. Ребенок в детском саду; М, 2003
3.
Захаровская.
А.Б.
Садретникова.
Г.Ф.
Профилактика, раннее выявление и преодоление недоразвития
речи
у
детей
дошкольного
возраста:
Методические
рекомендации;-М,1989
4.
Касицына М.А., Бородина И.Г. Коррекционная
ритмика / комплекс практических материалов и технология
работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР – М,
2021
5.
Крапухин. А.В. Шаховская. С. Н. Ишимова. О.А.
Учись думать и говорить:
Методические рекомендации для логопедов:-М 1985
6.
Новикова О. Логоритмика: Игры и упражнения:
Методическое пособие:М2005
7.
Оганесяс. А. К. Логоритмика:-М.С.Г.И.2000
8.
Суботский.
Е.
В.
Особое
Мышление
дошкольника:-М.2002
9.
Тимофеева Е.Ю. Чернова. Е. И. Пальчиковая
Гимнастика:-СПб.2006
10.
Фомичева. М.Ф. Учите детей говорить правильно:
Методические рекомендации по проведению артикуляционной
гимнастики:-м.1986
11.
Шашекина Г.Р. Логоритмика:-мВладос2005
12.
Чижова
Е.
Рисуем
и
рассказываем/
сер.
Развивающие методики:-М 2005
13.
Кисилева. Т. В. Манакова Л.А. Логопедическая
ритмика в системе коррекционно -развивающей работы с
детьми.
14.
Воронина. А. Е. Логоритмика