Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

чудо мастерская

1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 97 комбинированного вида»

2
623415, Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Западная, 12А

ПРИНЯТА:
Педагогическим советом
Детским садом № 97 комбинированного вида
комбинированного вида
Протокол № ____от «____»________2024г

УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий
Детским садом № 97
_____________ И.А. Никифорова
«____»________2024г

ПРОГРАММА
дополнительного дошкольного
образования «Чудо мастерская»
с 4 до 6лет

Составитель: Вознюк Е.М.
воспитатель высшей кв. категории

Каменск – Уральский
2024

3

СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Пояснительная записка.
Актуальность и новизна
Цели и задачи
Режим занятий
Методы и приёмы обучения
Структура занятий кружка
Ожидаемый результат
Декоративно – прикладные техники
Перспективный план кружковой работы первого года обучения
Используемая литература
Диагностика

«Истоки способностей и дарования

4

детей - на кончиках пальцев.
От пальцев образно говоря,
идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник
творческой мысли.
Другими словами, чем больше
мастерства в детской руке,
тем умнее ребёнок.
В.А.Сухомлинский.
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый
период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте
закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребёнка.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач
педагогической теории и практики на современном этапе.
Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему
развитию ребёнка, раскрывая его личность, творческий потенциал,
способность применять освоенные знания и умения для решения
нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия
обоснованного решения и их реализации.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря
которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда,
преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способностей
к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него
самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые,
должны помочь ребёнку открыть в себе художника, декоратора, развить
способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность –
это достояние всего общества.
Творчество есть реальное бытие
индивидуальности. В инновационной модели образования закрепляется
требование учёта интересов, склонностей детей, их индивидуальных
способностей при создании оптимальных условий для самовыражения в
различных видах деятельности.
Ребёнок – это уникальная личность, развивающаяся в процессе активной
самореализации своего творческого потенциала. Мир маленького человека
красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление
узнавать и создавать. Работа с различными материалами расширяет сферу
возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает

5

воображение, фантазию. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые
упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти
увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию,
формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует
автоматизации звуков и подготовке руки к письму.
Дошкольные годы – период приобщения детей к миру общечеловеческих
ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для
нормального развития детям необходимо творческое самовыражение.
Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять,
выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество
само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со
стороны взрослых. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям
знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют
расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это
необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.
Дошкольное детство также является сенсетивным периодом для развития
творческого воображения, одного из важных составляющих творческих
способностей. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что
дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития
способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти
возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого
человека.
Ребёнок познаёт мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее
жизненные впечатления ребёнка, тем ярче, необычнее ассоциации. Роль
педагога – оказать всестороннюю помощь ребёнку при решении стоящих
перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.
В процессе творческой деятельности активизируется умственная и
физическая активность ребёнка. Для создания поделки необходимо
приложить усилия, потрудиться, овладевая определёнными навыками.
Сначала у детей возникает интерес к единичным элементам, лишь
постепенно появляется мотивация к творчеству – желание получить
результат, создать определённое изображение. Существует множество
приёмов и техник декорирования, с помощью которых можно создавать
оригинальные работы, даже не имея никаких специальных навыков. И
ребёнок получит от таких занятий не только удовольствие, но и будет
творчески расти.
Обучение детей творчеству с использованием нетрадиционных техник – это
интересно и увлекательно! Поделки в нетрадиционных техниках
раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так,

6

позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции –
это процесс, и результат практической деятельности подобного творчества.
Такое творчество не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая
активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведённого
на выполнение задания. Работа в нетрадиционной технике с необычными
материалами позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям,
учитывая их желание и интерес.
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребёнка предполагает
единство формирования эстетического отношения к миру и художественного
развития средствами разных видов изобразительного и декоративноприкладного искусства в эстетической деятельности.
Вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных
координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы
одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных
бытовых и учебных действий. Кружковая работа способствует этому. В ней
ребёнок обогащает свой жизненный смысл, удовлетворяет потребность в
общении, приобщает к культуре, а также реализует свои творческие
возможности в социально значимой деятельности. Занятия в кружке помогут
развить у них умение видеть необычное в привычных предметах; научат
чувствовать и понимать прекрасное, а затем выражать его через создание
собственных поделок. Постоянный поиск новых форм и методов
организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с
детьми более разнообразной, эмоционально насыщенной. Наличие материала
для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие техник, поможет
ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать
намного сложнее. А главное, нетрадиционная техника прикладного искусства
даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.
С этой целью создаётся творческая декоративно прикладная студия
«Теремок».
Занятия в нашей студии направлены на реализацию базисных
индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Развитие творческих
способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях
надо дать возможность каждому ребёнку активно, самостоятельно (насколько
это возможно) проявить себя, испытать радость творческого созидания.
Нетрадиционные техники декорирования и аппликации демонстрируют
необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно,
достоинством таких техник является универсальность их использования.
Технология их выполнения интересна и доступна ребёнку. Именно поэтому,
нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они

7

открывают большие возможности выражения собственных фантазий,
желаний и самовыражения в целом.
Для развития основных
компонентов творческих способностей –
интеллектуальной инициативы, поисковой активности и направленности на
самосовершенствование и совершенствование окружающего мира
декоративно – прикладная деятельность и художественный труд являются
благоприятными видами деятельности.
Теория и практика современного дизайна для детей и детского ручного
художественного творчества указывает на широкие возможности этой
увлекательной и полезной, творчески продуктивной деятельности в целях
всестороннего развития детей.
Прикладной труд – это преобразующая, творческая, социально
мотивированная деятельность, направленная на создание конкретного
продукта, гармонично сочетающего функциональные и эстетические
свойства. Прикладной труд доступен для успешного освоения детьми
дошкольного возраста. При этом прикладной труд – это очень свободная
деятельность, связанная с экспериментированием и самореализацией,
саморазвитием, самопознанием на уровне подлинного творчества, в котором
создаётся что-то новое. Приобретая теоретические знания и практические
навыки работы с разными материалами, дети не только создают своими
руками изделия, но и познают радость творчества.
Эта специфическая деятельность имеет и коррекционную направленности,
поскольку обеспечивает развитие мелкой моторики, координацию движений
рук, зрительный контроль, умение планировать свою деятельность,
устанавливать связь между действием и результатом, развивает внимание,
воображение.
Особенность программы творческой студии в том, что она носит
комплексный характер овладения процессом технологии работы с
различными материалами, включая изучение различных технологических
приёмов их обработки, расширяет круг возможностей детей.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что
художественно – творческая деятельность выполняет и терапевтическую
функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая
нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное приподнятое настроение,
обеспечивает положительное состояние каждого ребёнка.
Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества, которое
определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребёнок создаёт
новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел,
находя средства для его воплощения.

8

Самым ближайшим социальным окружением является для ребёнка семья и
детский сад. В дошкольном учреждении у ребёнка впервые формируется
правильное отношение к трудовой деятельности. Основными источниками
эстетического содержания являются игрушки, предметы быта, книжные
иллюстрации, мультфильмы, спектакли кукольного театра, радио и
телепередачи, общественные и семейные праздники, детские утренники и
развлечения и декоративные оформления. Эти впечатления и связанные с
ними переживания ребёнок стремится отразить в играх, рисунках, поделках.
Чем полнее и содержательнее ведётся эстетическая воспитательная работа на
занятиях кружка, тем ярче и интереснее ребёнок проявляет себя в
индивидуальной творческой деятельности.
В условиях дошкольного учреждения руководитель кружка должен
установить контакт с каждым ребёнком, учитывая индивидуальные
склонности, интересы и возможности. В детском саду ребёнок должен
чувствовать себя членом близкого ему коллектива, должен знать, что его
труд – это частица большого интересного дела, которое приносит радость
всем. При выполнении индивидуальных заданий ребёнок принимает от
педагога советы в выборе сюжета, и в раскрытии творческого замысла, в
применении того или иного творческого приёма. А сам ребёнок, должен
уметь тактично помогать сверстникам или малышам, в осуществлении их
замыслов.

Актуальность.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной
из наиболее актуальных проблем, ведь речь идёт о важнейшем условии
формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах
её становления.
Эстетическое воспитание – это целенаправленный систематический
процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него
способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её.
Начинается оно с первых лет жизни. Эстетическое воспитание – понятие
очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к
природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание
искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из
общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание
детей средствами искусства составляет предмет художественного
воспитания.

9

Прикладная деятельность, наряду с изобразительной – ведущий способ
эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Следовательно,
прикладная деятельность выступает как содержательное основание
эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему
специфических действий, направленных на восприятие, познание и создание
художественного образа в целях эстетического освоения мира.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение
содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает
необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств,
способных решать современные задачи творческого восприятия и развития
личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания
подрастающего поколения особая роль принадлежит декоративному
искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира,
способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественноэстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает
целеустремлённость, усидчивость, чувство взаимопомощи, даёт возможность
творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к
творчеству.
Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от
элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания
оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение
от простого образа – представления к эстетическому обобщению, от
восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего
смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых,
передающим детям основы социальной и духовной культуры.
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребёнка предполагает
единство формирования эстетического отношения к миру и художественного
развития средствами разных видов изобразительного
декоративноприкладного искусства в эстетической деятельности.
Новизна и отличительные особенности программы.
Новизной и отличительной особенностью программы студии «Теремок»
является развитие у детей эстетического восприятия, образных
представлений, воображения, художественно-творческих способностей,
познание свойств различных материалов, овладение разнообразными
способами практических действий, появление созидательного отношения к
окружающему.

10

Настоящая программа описывает курс по прикладному искусству с
использованием нетрадиционных техник выполнения поделок для детей 4-6
лет. Программа студии носит инновационный характер, т.к. приобщает детей
к искусству посредством различных техник нетрадиционного декорирования
(работа с природными материалами, салфетками, декорирование крупами,
макаронами, бумагопластика и т.д.) и даёт немалый толчок детскому
воображению и фантазированию.
Программа разработана как специализированная для дополнительного
образования детей по декоративно прикладному развитию.
Цели и задачи
Цель: Развитие художественно – творческих способностей у детей 4-6 лет,
используя различный нетрадиционный материал и нетрадиционные техники
в прикладном творчестве. Учить детей дошкольного возраста самостоятельно
создавать художественные образы. Развивать потенциальные способности,
заложенные в ребёнке, интерес к собственным открытиям через поисковую
деятельность.
Основные задачи программы.
1.Обучающие:
- развивать умение детей анализировать образцы поделок;
- учить приёмам работы с нетрадиционным декоративным материалом (мятая
бумага, природные материалы, поролон, крупы, пластик, нитки и т.д.)
- учить различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические
фигуры.
2. Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук, развивать способность смотреть на мир и
видеть его глазами творческих мастеров, замечать и творить Красоту;
- развивать творчество и фантазию, наблюдательность, воображение,
ассоциативное мышление и любознательность;
- формировать умения и навыки, необходимые для создания прикладных
работ.
3. Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к декоративно-прикладному искусству;
- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
- воспитывать навыки самостоятельности, целеустремлённость, трудолюбие
и желание добиваться успеха собственным трудом.

11

1.
2.
3.
4.
5.

Задачи обучения:
Вызвать интерес к различным прикладным и необычным материалам и
желание действовать с ними.
Побуждать детей изображать доступными им средствами
выразительности то, что для них эмоционально значимо.
Создавать условия для освоения чувства композиции.
Создание условий для коммуникативной деятельности детей.
Развитие связной речи.

Обучение художественно прикладным техникам происходит в
следующих направлениях:
- от изготовления отдельных предметов к выполнению сюжетных
эпизодов;
- от использования готового оборудования, материала к применению
таких, которые необходимо самим изготовить;
- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению
замысла;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов,
сюжетов нетрадиционной техники декорирования.
Приобретая соответствующий опыт работы в нетрадиционных техниках
изображения, и таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребёнок в
дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно
переходить к овладению всё нового и нового.
Методы и приёмы обучения
- словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы,
объяснение, пояснение);
- практические (упражнения, игровые методы);
- практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей,
экспериментирование);
- наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание).
Все методы используются в комплексе.

1.
2.
3.
4.
5.

При проведении занятий придерживаться правил:
Использование приёма транслирования информации.
Отбор тематического содержания и материала, доступного детям.
Главный герой творчества – ребёнок.
Взрослый сразу не стремиться исправить работу ребёнка.
Педагог создаёт схематические изображения.

12

6. Не только рассказывает о том, что выполнено, но и показать
посредством изобразительных действий.
7. В качестве физкультминутки - использовать элементы драматизации,
имитационные движения, если это необходимо.
Все занятия строятся по коммуникативному принципу:
- создание оптимальных условий для мотивации детской речи и
предполагаемой творческой работы;
- обеспечение главных условий общения;
- стимуляция и поддержание инициативы;
- использование различных коммуникативных средств.
Занятия в студии имеют отличия в своей структуре:
-создание положительного отношения к теме и способу её реализации;
- коммуникативное творчество с обсуждением создания предмета или
сюжета предложенной композиции;
- динамические паузы различного содержания;
- словесные игры для переключения внимания.
Формы проведения итогов реализации рабочей программы
- организация выставок и фото выставок детских работ;
- тематические выставки в ДОУ;
- творческий отчёт руководителя кружка.
Показатели прохождения рабочей программы
Узнают много об окружающем мире, т.к. занятия проходят в
определённой теме.
Учатся использовать в одной работе разные прикладные материалы.
Учатся выполнять поделки из различных нетрадиционных материалов.
Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом
объективно оценивать свою работу.
Дети учатся цветовосприятию. Экспериментируют.
Развивают связную речь.
Развивают навыки по составлению сюжетов.

Структура занятия студии «Теремок»

13

В начале занятия традиционно проводится коммуникативная игра для
привлечения внимания детей к предстоящей деятельности. Для
формирования позитивной мотивации детей к познанию и творчеству
используются следующие приёмы: психологическая коммуникативная
игра, беседа, упражнения, направленные на создание благоприятной
эмоциональной среды. Для решения поставленных задач используются
следующие методы:
-словесный (беседа, работа по картинкам, ответы);
-наглядный (показ способа действия, рассматривание образца, работа с
демонстрационным материалом, использование средств ТСО);
-практические (репродуктивные и творческие) – подготовка и
проведение выставок детских работ, непосредственное изготовление
изделий, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве
подарков. Для активизации творческого воображения с детьми
проводятся развивающие игры, игровые упражнения.
На протяжении всего занятия осуществляется дифференцированный
подход к детям: (пассивных детей нужно стараться привлечь к
деятельности, сильным детям давать более сложные упражнения). На
занятии используются различные формы работы: коллективная,
подгрупповая, индивидуальная. Для получения оценки деятельности
детей пользуются соревнования, приём похвалы и поощрения,
педагогический такт. На развитие мышления детей используются
следующие виды деятельности: анализ, синтез, метод классификации,
постановка проблемных вопросов.
В ходе занятий используются элементы здоровье сберегающей
технологии: проводятся динамические и эмоциональные паузы,
пальчиковый массаж-позволяющий ребёнку расслабиться, отдохнуть
от умственной активности, что позволяет работать в щадящем для
ребёнка режиме и оберегать его физическое и психическое здоровье.
Физминутки благотворно влияют на восстановление умственной
работоспособности детей, препятствуют нарастанию утомления,
снимают статические нагрузки.
После проявления каждого периода работы с детьми предполагается
выявление уровня творческих способностей, сформированности
общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
Структурной особенностью программы является приобщение детей к
разностороннему развитию творческих способностей детей 4-6 лет.
Развитие познавательных, творческих и художественных способностей
в процессе создания образов, используя различные материалы и

14

техники. Программа является развивающей и обучающей.
Основывается на знании особенностей эмоционально-экспрессивного,
сенсорного, психофизиологического развития ребёнка 4-6 лет и
опирается на принцип сотрудничества взрослого и ребёнка, их
творческого взаимодействия в художественно-прикладном общении.
Педагогические условия для реализации программы
- создание художественно-развивающей среды в дошкольном
учреждении (декоративно – прикладная студия);
- разработка занятий по развитию детских творческих способностей
средствами нетрадиционных прикладных техник изображения и их
апробация.
Режим занятий
Программа рассчитана на детей 4-6 лет, продолжительность
программы 1 год. Продолжительность занятий: 8 занятий в месяц по
25-30 минут. Форма проведения занятий- групповая. Занятия проходят
во второй половине дня.

Декоративно – прикладные технологии

15

Работа с природным материалом.
Конструирование из природного материала по своему характеру ближе
к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не
только их структурно отображают, сколько выражают своё отношение
к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной
природе этих образов.
Задача педагога – воспитать тонкую и чувствительную душу ребёнка,
чтобы он увидел необычное в обычном, возможное в невозможном.
Научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть
богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого
создавать разнообразные художественные образы. Это способствует
развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит
овладение детьми обобщёнными способами построения образа с
опорой на наглядность (природный материал) и имеющиеся у них
многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов
и т.п.
Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры
воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то всё можно
оживить, дать как бы вторую жизнь. Работа с природным материалом
поможет маленьким почемучкам встретиться с уже знакомыми
сказочными героями, персонажами книг и совсем незнакомыми
жителями страны неизведанного.
Работа с природным материалом заключает в себе большие
возможности сближения детей с родной природой, воспитания
бережного, заботливого отношения к ней, формирования первых
трудовых навыков, всестороннего развития малышей.
Изготовление игрушек, поделок из природного материала – труд
кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того, чтобы дети
охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые
чувства, а с овладением навыками придёт и ловкость в работе.
Постепенно дети включаются в процесс творчества и начинают сами
мастерить из пластилина и природного материала небольшие поделки.
Главная цель обучения конструированию из природного материала –
сформировать у детей умение конструировать самостоятельно и
творчески. Такое обучение конструированию не только развивает у
детей творческое воображение, но и, что не менее важно, воспитывает
бережное отношение к природе. Ведь дети только собирают материал –
шишки, ветки, причудливые сучки, а не рвут, не ломают, не обрезают.
Они учатся относиться к природе как к живому организму.

16

Одновременно подчеркну, приобретая опыт безопасного и
осторожного обращения с природным материалом: незнакомое
растение не трогать, травой можно порезаться, об острый сучок
пораниться. Встречи с природой расширяют представления детей об
окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные
явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из
природного материала.
Таким образом, работа с природными материалами удовлетворяет в
дошкольниках потребность в исследовательской деятельности,
пробуждает чувство удовлетворения от результата своего труда,
развивает потребность в творчестве.

Работа с мятой бумагой и цветными салфетками в технике
аппликации.
Аппликация – это одна из самых простых, увлекательных и
эффективных видов деятельности. Дети с удовольствием работают с
бумагой, потому что она легко поддаётся обработке. Особенно
привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой,
с нетрадиционным материалом: рваная, скомканная бумага, ватные
диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т.д. Необычное
сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники
исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность,
пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и
навыки. Позволяет детям дошкольного возраста быстро достичь
желаемого результата и вносит определённую новизну в творчество
детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно
для работы с детьми. Аппликация это синтез разных видов
изобразительной деятельности. Изображения в бумажной пластике
выполняются в полу-объёмном варианте, все части и детали
склеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что
позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные
композиции. Технология поделок из бумаги, помогающая педагогу
показать детям один путь самореализации

Работа в технике «Оригами»

17

Традиционная техника складывания бумажных фигурок, популярная в
Японии, в наше время вызывает большой интерес у педагогов и родителей.
Это связано с уникальными возможностями «оригами» на развитие детей.
Складывание фигурок благотворно действует на развитие движений пальцев
и кистей рук, внимания, памяти, логического мышления, творческих
способностей. Занятия «Оригами» способствует воспитанию усидчивости,
аккуратности, самостоятельности, целеустремлённости. Работа с детьми
построена на конструировании из одного или нескольких квадратов, при
изготовлении которых применяются доступные способы работы с бумагой
(иногда с клеем). В основе работы лежит объединение фигурок, сложенных
двумя основными способами сгибания квадрата: «книжкой» и «косынкой».
В процессе занятий и при использовании полученных фигурок педагог
может решить многие задачи обучающего и воспитательного характера.
Складывание фигурок сопровождается познавательными рассказами
различной направленности. Создавая бумажные модели, ребёнок постоянно
работает с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения
действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата
(прямоугольника); в процессе складывания в руках ребёнка одна
геометрическая фигура преобразуется в другую. Работая с геометрическими
фигурами, дети закрепляют сведения об их строении (стороны, углы,
вершины, соотношение сторон и т.д.), признаки их сходства и различия. При
изготовлении некоторых классических фигурок дошкольники узнают о
некоторых обычаях, существующих в Японии. Занятия оригами несут в себе
культурологические сведения. При складывании фигурок педагог сообщает
детям информацию экологического характера, особенно если это фигурки
животных. Занятия сопровождаются информацией о птицах и зверях,
обитающих на территории нашей страны.

Техника Пластилинография.

18

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» создать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает
материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с
изображением более или менее выпуклых, полу-объёмных объектов на
горизонтальной поверхности. Лепкой дети начинают заниматься уже с
младшего возраста, осваивают простейшие приёмы работы с пластилином:
раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к
созданию более сложных лепных композиций в старшем дошкольном
возрасте: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание,
сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение
частей путём примазывания одной части к другой. Каждое занятие содержит
не только практические задачи, но и воспитательно- образовательные, что в
целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка.

Поделки из ниток, пуговиц, бусин.
Нитки, бусины и пуговицы отлично подойдут для изготовления поделок и
декорирования готовых вещей. Эти материалы стали использовать в таких
целях отнюдь не вчера. Многие технологии изготовления поделок из нитей,
бусин и пуговиц насчитывают не одну сотню лет, а некоторые и тысячу лет.
Поделки из ниток выполняются в технике аппликации, окручивания,
изготовления помпонов и кисточек.

Поделки из ватных дисков и ватных палочек.
Поделки из подручных материалов не только развивают мелкую моторику
детей, но так же развивают фантазию и усидчивость. Ватные палочки есть в
каждом доме и из них можно сделать интересные поделки с детьми. Дети
очень любят делать разные поделки из разных материалов. Поделки не
только увлекают ребёнка, но также развивают у него воображение,
мышление и т.д.
Мы будем пробовать создавать поделки из простых материалов – ватных
дисков и палочек и превращать их в необычное и интересное.

Декорирование различными крупами , макаронами.

19

Детские поделки из макарон и круп, прежде всего, необычны по внешнему
виду и внутреннему содержанию: сувениры, украшения, предметы быта и
декора, которые уникальны уже тем, что сделаны детскими руками.
Используя разную по величине и структуре крупу, а также проявив усердие,
подключив фантазию, можно сделать эксклюзивные картины и панно. Не
менее интересными получаются более сложные варианты поделок с участием
круп и макарон – объёмные. К таковым относятся – ёлочки, домики,
игрушки, вазы, шары и многие другие поделки своими руками.
Декоративный потенциал таких поделок очень высок. Причём глядя на такие
работы, многие не знают, что скрывается за красивым фасадом поделки.
Настолько мастерски можно обыграть любой материал, даже обычные
семена, крупы и макаронные изделия перевоплощаются в поделку –
настоящий предмет роскоши, сделанный своими руками.
Детям работать с крупой тоже очень интересно, и под чутким руководством
взрослого, дети способны сделать порой сложные и замечательные поделки
из крупы своими руками в непринуждённой творческой обстановке. Детские
поделки из крупы, как и поделки из других различных материалов –
доступный вид творческого самовыражения для дошкольников. Работа с
крупой помогает снять напряжение и усталость, успокаивает и способствует
нормализации психоэмоционального фона ребёнка. Весь секрет заключается
в тактильном восприятии материала для творчества, в данном случае, крупы,
семян и макарон. Кропотливая работа над поделками из круп способствует
развитию координации движений и стимулирует воображение, а нередко,
при выполнении поделок включающих в себя элементы моделирования –
пространственное мышление. Таким образом, творческая работа над
поделками из круп, семян, макарон – прекрасно развивает способности
ребёнка.

Диагностика

20

- Дети научатся различать, называть и применять на практике
нетрадиционные техники;
- Дети научатся приёмам работы нетрадиционным прикладным материалом
(мятая бумага, природные материалы, поролон, крупы, нити, втулки и т.д.);
- Дети научатся различать цвета спектра и их оттенки, основные
геометрические фигуры;
- У детей разовьётся мелкая моторика рук;
- Сформируется способность смотреть на мир и видеть его глазами
творческих людей, замечать и творить Красоту;
- Разовьётся творчество и фантазия, наблюдательность, воображение,
ассоциативное мышление и любознательность в соответствии с возрастом;
- Появится любовь и уважение к декоративно-прикладному искусству;
- Сформируется художественный вкус и чувство гармонии;
- Сформируются навыки самостоятельности.
Формы диагностики уровня освоения программы
- проведение диагностики в начале и в конце года;
- формой подведения итогов реализации данной программы являются:
участие в прикладных конкурсах, творчески итогов реализации данной
программы являются: участие в прикладных конкурсах, творческих
выставках.
Педагогические условия для реализации программы
- создание художественно развивающей среды в дошкольном учреждении
(декоративно-прикладная студия);
- разработка занятий по развитию детских творческих способностей
средствами нетрадиционных прикладных техник изображения и их
апробация.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не
может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях нужно дать
возможность каждому ребёнку активно, самостоятельно проявить себя. Все
темы, входящие в программу интересны, разнообразны, могут измениться в
сторону усложнения для более старших детей. В работе с детьми
предполагается использование дидактических и развивающих игр, и игровых
упражнений. Использование нетрадиционных техник декоративноприкладного труда позволяет активизировать интерес дошкольников и
мотивацию к занятиям.
Уровни усвоения программы

21

Уровни развития
Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Качественные характеристики
Ребёнок по собственной инициативе в соответствии с
замыслом использует нетрадиционные техники
рисования. Экспериментирует с изобразительным и
нетрадиционным
материалом
для
создания
художественного образа
Ребёнок
нетрадиционные
техники
рисования
использует фрагментарно, чаще всего по подсказке
педагога. Экспериментирует с материалами в
основном по предложению педагога.
Ребёнок
нетрадиционные
техники
рисования
использует только под руководством педагога. Не
умеет и не желает экспериментировать с
изоматериалами для создания художественного
образа.

Желание экспериментировать

Проявляет самостоятельность

Владение техникой
изображения

Способность рационально
применять техники

Средства выразительности

Увлечённость темой и
техникой

Имя ребёнка

№
п/п

Способность создавать
художественный образ

Диагностическая карта


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».