Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

Программа. ДОП. Музыка с мамой

СОДЕРЖАНИЕ
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цели и задачи Программы.
1.3. Возрастные особенности детей.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы.
1.5. Педагогическая диагностика.
II. Содержательный раздел
2.1. Особенности организации образовательного процесса.
2.2. Роль педагога в организации психолого – педагогических условий.
2.3. Учебный план Программы.
2.4. Содержание образовательной деятельности.
2.5. Особенности общей организации образовательного процесса.
2.6. Формы, способы, методы и средства реализации Программы.
2.7. Способы и направления поддержки детской инициативы.
2.8. Взаимодействие детского сада с семьёй.
III. Организационный раздел
3.1. Организационно – педагогические условия реализации Программы.
3.2. Социально-психологические условия реализации образовательной
Программы.
3.3. Психолого-педагогические условия реализации Программы.
3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды.
3.5. Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность
методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Список литературы

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Направленность (профиль) Программы:
Программа дополнительного дошкольного образования «Музыка с мамой»
имеет художественную направленность.
Актуальность Программы:
Наши современные молодые мамы, получив возможность воспитывать
ребенка до 3-х лет в семье, часто чувствуют себя беспомощными в общении с
малышом, в его развитии и сохранении, и укреплении здоровья, тем более не
уделяют должного внимания музыкальному развитию. Многие родители (законные
представители) мечтают вырастить ребёнка интеллектуально развитой, гармоничной
личностью. Именно ранний музыкальный опыт благоприятно отразится на развитие
его способностей.
Актуальность Программы в том, что образование обусловлено
необходимостью осуществления комплексного развития музыкальности детей
раннего возраста: развитие эмоциональной отзывчивости на музыку,
метроритмического чувства, звуковысотного, тембрового, динамического и
ладового слуха. Программа дополнительного образования позволяет в игровой
форме войти в мир музыки и способствует практическому усвоению музыкальных
знаний. Предполагается элементарное музицирование на шумовых и ударных
детских музыкальных инструментах (бубны, маракасы, колокольчики, погремушки
и др.).
Благодаря доброжелательной атмосфере, присутствию рядом мамы легко
стимулируются индивидуальные проявления детей, инициативность в музыкальной
деятельности, а так же все участники получают положительные эмоции в процессе
деятельности.
Отличительные особенности Программы:
Отличительная особенность Программы заключается в изменении подхода к
обучению детей, а именно – внедрению в образовательный процесс новой методики
работы с детьми – дети занимаются с мамами. Характерной особенностью этой
Программы является игровая форма подачи материала, комплексный характер,
доступность и практичность использования, что превращает занятия музыкой в
весёлую обучающую игру. Занятия музыкально-игровой деятельностью ребёнка с
мамой:
 полезны для всестороннего гармоничного развития личности малышей;
 развивают музыкальный слух, ритм и память, речь, эмоциональность,
внимательность, творчество, навыки мелкой и крупной моторики, а также
слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию информации и
концентрации внимания;
 улучшают общее физическое развитие, укрепляют мышечный корсет,
формируют осанку;
 укрепляют нервную систему и являются профилактикой детских нервозов;
 вырабатывают навыки вербального и невербального общения;

 воспитывают умения взаимодействовать в коллективе, добиваясь
взаимопонимания и компромиссов;

ускоряют обмен информацией между левым и правым полушариями, в
результате чего стимулируются процессы восприятия, распознавания, мышления.
В целом, дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в
интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии.
Адресат Программы:
Программа дополнительного дошкольного образования предназначена для
детей в возрасте от 1 года до 3 лет с мамами.
Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.
Объём и срок освоения Программы:
Срок освоения программы – 1 год.
На полное освоение программы требуется 72 учебных часа в год.
Формы обучения:
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса:
Набор детей в группу – свободный.
Состав группы – до 15 детей.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Общее количество часов в год – 72.
Продолжительность занятий – 30 минут.
Недельная нагрузка на одну группу – 60 минут.
Занятия проводятся 2 раза в неделю во вторую половину дня в соответствии с
санитарно-гигиеническими правилами и возрастом воспитанников, расписанием
непосредственно образовательной деятельности, утверждённым Приказом
заведующего.
Педагогическая целесообразность:
Занятия проводятся в игровой форме, что делает воспитательный процесс
более привлекательным, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений,
повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления,
воображения и творческих способностей ребёнка.
Практическая значимость:
Сочетание современных образовательных технологий и использование
современных технических средств обучения, обеспеченность практическим
материалом позволяет целенаправленно заниматься комплексным музыкальным и
общим развитием ребёнка не только на специальных занятиях, но использоваться и
в группе (воспитателями), и семье (родителями).
Ведущие теоретические идеи:
Ведущая идея данной программы — создание современной практикоориентированной образовательной среды, позволяющей эффективно реализовывать
музыкально-игровую деятельность детей раннего возраста с мамой.
Ключевые понятия:
Музыкально-ритмическая деятельность детей – это передача музыки через
движения, это эмоциональный отклик на музыку. Совместная музыкально-игровая
деятельность способствует развитию у детей дошкольного возраста музыкального

восприятия, эмоциональной образности, формированию динамического и
звуковысотного
слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, навыков
музицирования.
1.2. Цели и задачи Программы
Цель Программы дополнительного образования – способствовать умственному,
физическому, социальному и эстетическому развитию детей раннего развития
средствами музыкального воспитания в творческом контакте между педагогом,
мамой и ребёнком.
Задачи:
Воспитательные:
1.
Обучать родителей эффективным способам творческого взаимодействия
с ребёнком, обеспечивать развивающий досуг и игровую деятельность не только на
занятиях, но и в семье.
2. Помочь родителям понять значимость раннего музыкального развития и
осознать, что музыка оказывает на ребёнка благоприятное и оздоравливающее
действие.
Развивающие:
1.
Развивать у детей эмоциональную сферу и коммуникативные навыки,
необходимые для успешного процесса социализации.
2. Способствовать раннему развитию ребёнка через комплексную
музыкально-игровую деятельность.
Образовательные:
1.
Формировать музыкальные способности, музыкальную сенсорику,
музыкальный вкус, координацию движений в наиболее сензитивный период
развития ребёнка.
2. Формировать готовность детей к дальнейшей музыкальной деятельности.
3. Оказать педагогическую помощь в понимании собственного малыша и его
гармоничном развитии.
Принципы отбора содержания Программы дополнительного образования:
- принцип единства развития, обучения и воспитания;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- сознательности и активности;
- принцип взаимодействия и сотрудничества;
- принцип комплексного подхода.
1.3. Возрастные особенности детей
Возрастные особенности детей от 1 года до 2 лет:
Ранний возраст — это особый и очень важный период в жизни ребёнка. Это
период развития фундаментальных жизненных функций. Ребёнок учится ходить,
говорить, обращаться и взаимодействовать с разными предметами. Период раннего
детства уникален тем, что именно в этот временной отрезок ребёнок развивается
очень стремительно. Используя музыкально – игровую развивающую среду как

средство развития, педагог и родители содействуют обогащению сенсорномоторного эмоционально-творческого совместного опыта детей как предпосылок их
успешного общего, музыкального и социального развития. Именно совместная
деятельность малыша и мамы является наиболее эффективной для музыкального
развития и обучения. В предлагаемой программе музыкальное развитие является не
только целью, но средством общего и социального развития детей раннего мир,
позволить ему наблюдать и исследовать. Необходимо расширять пространство, в
котором находится ребёнок, так как дети, находящиеся в одном и том же
пространстве постоянно, заметно отстают в развитии. В этом понимании
музыкальный зал, в который попадают дети с мамой, открывается перед ребёнком
большим миром звуков, и возможностью их извлечения. В раннем возрасте очень
интенсивно развивается память ребёнка. Кроме того, она становится ведущей
функцией. Память в раннем возрасте полностью непроизвольна, не требуется
никаких усилий, чтобы запомнить потешку, песенку, способ игры на музыкальном
инструменте или танцевальные движения под музыку. Это свойственно всем детям
раннего возраста и объясняется результатом общей пластичности нервной системы.
В раннем возрасте начинает возникать воображение. Оно также носит
непроизвольный характер, то есть возникает внезапно под влиянием эмоций и
настроения. В этом возрасте воображение у детей ограничено, так как представляет
собой всего лишь воспроизведение действия или ситуации, заимствованных от
взрослых. Поэтому необходимо расширять опыт ребёнка, знакомя его с новыми
предметами, играми, умением использовать одну и ту же игрушку в разной
деятельности. Музыкальные игры, знакомство с музыкальными инструментами
отвечают потребности развития воображения.
Мышление ребёнка в раннем детстве является наглядно-действенным. Все
мыслительные операции, направленные на исследование окружающего мира,
осуществляются при помощи внешних ориентировочных действий. Музыка с мамой
предполагает, что ребёнок будет повторять за мамой движения, игру на
музыкальных инструментах, присутствие рядом мамы не позволит ему отвлекаться
на внешние раздражители, потому что в раннем возрасте быть с мамой для малыша
уже счастье, а играть, выполнять движения вместе с мамой делать – это двойная
радость!
Центральным местом в развитии познавательной сферы ребёнка является
восприятие. В раннем детстве интенсивно развивается зрительное и слуховое
восприятие. Восприятие ребёнком на всем протяжении раннего возраста тесно
связано с выполняемыми действиями. И здесь музыка верная помощница, дети
легко откликаются на музыкальные звуки, с удовольствием слушают музыку,
особенно живую, охотно стараются выполнять под музыку танцевальные движения.
А если они сами могут исполнить музыку, то развивается не только восприятие, но
и появляется радость активного действия. Период раннего развития наиболее
благоприятен для эстетического развития ребёнка. Мир музыки, музыкальной
деятельности очень близок детям.
Возрастные особенности детей от 2 до 3 лет:
Психология малышей 2-3 лет отличается эгоцентризмом. Они считают, что
всё в мире предназначено и происходит только для них. Всё, что с этим понятием

расходится, вызывает крики, протесты, возмущения, громкий плач, истерики.
Стараясь
установить
собственную
независимость,
ребёнок
пытается
манипулировать родителями: появляются неожиданные требования помочь ему
сделать то, что он вполне может выполнить сам. Здесь важно дать понять ребёнку,
что взрослые гордятся тем, как он хорошо это делает без них, постоянно хвалить его
за самостоятельность.
В детском коллективе малыши взаимодействуют пока плохо: играют не
вместе, а рядом. Но потребность в общении со сверстниками высока. Поэтому
важно провоцировать детей на совместные действия. При этом взрослые должны
наблюдать, не стремится ли их кроха стать авторитарным лидером, которому
принадлежит и подчиняется все вокруг. Его лидерские задатки нужно направлять в
правильное русло, помогая развивать навыки коммуникации не силовыми
способами, а конструктивным общением.
Период с 2 до 3 лет – настоящий бум развития познавательной активности.
Поэтому бесконечные вопросы малыша должны всегда удовлетворяться полными
ответами, построенными таким образом, чтобы малышу было легко их понять.
Ребенок постигает окружающий мир через собственное восприятие, ему важно не
только видеть, но и трогать, нюхать, пробовать на вкус и прочность всё, что его
окружает.
Благодаря развитию познавательной деятельности в 2-3 года малыш в
состоянии понимать и различать следующие понятия:
- размеры предметов (больше, меньше, шире, длиннее);
- количество (много, мало, один);
- названия и назначение предметов, которые его окружают, которыми
все пользуются;
- предмет и его части (у машинки есть колеса, двери, фары, у слоника –
уши, хобот);
- обобщения (транспорт, животные, посуда, еда, игрушки, цветы).
Дети в этом возрасте соотносят предмет и действие, им совершаемое (машина
едет, чайник кипятит, птица летит, цветок пахнет); персонаж и звуки (корова мычит,
воробышек чирикает). А также понимают смысл некоторых профессий (доктор
лечит, повар готовит, почтальон разносит газеты и письма).
Ребенок 2-х лет уже совсем не такой беспомощный, каким он был всего лишь
год назад. Сейчас он уже умеет (или почти умеет) довольно много:
- бегать, прыгать на одной и двух ногах;
- ходить на цыпочках, на пятках;
- наклоняться, приседать;
- преодолевать пороги, ступеньки;
- бросать и ловить мяч, попадать им в цель;
- делать два действия одновременно (шагать и хлопать);
- лазать по лесенкам и скатываться с горок на игровой площадке.
К тому же, развитие этих навыков способствует оттачиванию мелкой
моторики. А это, как известно, прямое влияние на развитие речи.
В этом возрасте ребенку сложно долго удерживать внимание на чём-то одном,
но он должен уметь концентрироваться на заинтересовавшем предмете или явлении

не менее 15 минут.
Память и логическое мышление уже достигли определенного уровня, ребёнок
превратился в исследователя и конструктора.
Юный исследователь, мыслитель и конструктор постоянно проявляет все
новые интересы. Ему интересно всё.
Возраст 2-3 лет – это пора активного развития творческих способностей.
Малышу крайне интересно становится самовыражаться в самых разных сферах,
таких как конструирование, рисование, лепка, сочинение невероятных историй,
собирание мозаик и т. д. В этот период важно обеспечить ребёнку простор для
творчества. Рисовать можно карандашами, красками (в том числе – пальчиковыми),
мыльной пеной, пальчиками по муке или песку. Лепить – из пластилина, глины,
теста. Важную роль для тактильного развития играет работа с песком. Собирать и
строить можно конструкторы, мозаики, пазлы, пирамиды, кубики. При этом самые
невероятные конструкции должны с восторгом приниматься взрослыми как
проявление взрослости их чада. Это придаст малышу уверенности. Постарайтесь
стать союзником малыша в его творчестве, компаньоном в подобных играх. Это
поможет минимизировать противостояние, даст малышу уверенность в вашей
любви и гордости им, позволит чувствовать себя защищенным.
Таковы основные возрастные особенности детей 2-3 лет. Да, с малышом в
этот период непросто: его словно подменили. Но взрослые должны понять главное:
крохе не легче. Его поведение – это не простые капризы, а важный отрезок на пути
развития, пройти который должны помочь именно родители. Малышу надо выйти
из этого этапа с новым ценным багажом: принятием равноправных в коммуникации
взрослых, навыками социализации, множеством новых умений. А главное – с
чувством того, что его любят не за его поступки, а потому, что он есть, с
ощущением, что у него есть надежная защита, стабильность и самостоятельность.
Какими бы понятиями для себя он это ни называл.
Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет:
Младший дошкольный возраст – важнейший период в развитии дошкольника.
Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со
взрослыми, сверстниками, с предметным миром. В раннем возрасте ребёнок
многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него
успешно развивается понимание речи и активная речь, малыш получил ценный
опыт эмоционального общения со взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку.
Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и
стремление к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим
миром.
Возрастные особенности детей 3–4 лет предполагают переход на новый
уровень взаимоотношений взрослого и ребёнка. Малыш радуется непривычному
игровому познавательному опыту. Ему требуется больше эмоционального общения
со взрослым, во время которого он может получить опыт межличностных
отношений. Активность, самостоятельность способствуют быстрому физическому,
психическому росту ребёнка. Важно показать малышу, что его достижения
заметили, его успехам рады.
Младшие дошкольники активны и неутомимы. Этот возраст характеризуется

бурным становлением эмоциональной сферы ребёнка. Дети подвержены перепадам
настроения. Их эмоциональная нестабильность прямо пропорциональна
физическому комфорту.
Растет речевая активность малышей. Они быстро запоминают новые слова,
несложные четверостишия. В обиходе появляются предметы-заменители, которыми
с удовольствием пользуется ребёнок в играх. Возрастные особенности детей 3–4 лет
заключаются в том, что им сложно удерживать внимание на одном предмете
(максимум 10–15 минут). Поэтому постоянная смена деятельности будет
способствовать лучшей концентрации внимания. Память больше акцентирована на
узнавание, а не на запоминание.
Возрастной кризис свидетельствует о развитии ребёнка, формировании его
физиологии и психики. В 3-4 года дети начинают усваивать правила
взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться
взрослыми. Ребенок 3-4 лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при
ходьбе, воспроизводит разнообразные другие движения. Поэтому взаимоотношения
со сверстниками и взрослыми носят нестабильный характер. Только в общении
малыши могут получить необходимую информацию о мире, людях.
Любознательность этого возраста помогает развитию элементарных суждений,
высказываний.
Переходной период заключается в появлении самостоятельности. Ребёнок
протестует против опеки над собой. Осознание собственного «я», сотрудничество со
взрослым поможет малышу справиться с новыми возможностями и желаниями.
Поэтому психологи и обращают внимание на «кризис трёх лет», когда младший
дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к
опеке взрослого, стремление настоять на своём требовании, упорство в
осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип
взаимоотношений взрослого и ребёнка должен быть изменен в направлении
предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его
деятельности новым содержанием. Важно понять, что характерное для ребёнка
третьего года жизни требование «я – сам» прежде всего, отражает появление у него
новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его
возможностей. Поэтому задача взрослого – поддержать стремление к
самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребёнка, не
подорвать веру ребёнка в собственные силы. Главное в работе с младшими
дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребёнку заметить рост своих
достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности. Стремление к
самостоятельности формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества
со взрослыми. В совместной с ребёнком деятельности взрослый помогает освоить
новые способы и приёмы действий, показывает пример поведения и отношения. Он
постепенно расширяет область самостоятельных действий ребёнка с учётом его
растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление
малыша добиться лучшего результата.
Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие
личности и индивидуальности. Малыш начинает чётко осознавать, кто он и какой
он. Внутренний мир ребёнка начинает наполняться противоречиями: он стремится к

самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи
взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не
злиться на них из-за ограничений свободы. По отношению к окружающим у ребёнка
формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием
своего поведения и интересом к миру взрослых. Агрессивность и неутомимость
малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности.
Ребёнок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить
результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: более чётко
представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия. В этом возрасте
ребёнок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его
восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую
действительность.
Наглядно-образное мышление способствует представлению об окружающем
мире. Малыши делят предметы по форме, величине, цвету, фактуре. Способны
объединить их в одну группу по общему признаку (например – посуда, одежда,
мебель). В играх ребёнок самостоятельно передаёт несложный сюжет, пользуется
предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть
любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку,
составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и
птиц. Ребёнка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части
речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их
повторяет. Ребёнок живо интересуется окружающим, запас его представлений об
окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к
действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая
эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки,
одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым
любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и
поступков. Предметно-действенное сотрудничество помогает знакомить детей с
элементарными навыками гигиены и труда.
Возрастные особенности детей 3–4 лет позволяют постепенно перейти к более
взрослым формам обучения. Это момент, когда во время игровой деятельности
следует подвести детей к самостоятельным активным действиям.
Педагогическая тактика взрослого (воспитателя, родителя) заключается в
помощи ребёнку. Она необходима для освоения гигиенических, трудовых умений.
Дети младшего возраста с удовольствием повторяют действия взрослого – моют
посуду, протирают пыль, чистят зубы, моют руки. Обязательно поощрение
взрослого во время самостоятельной игры ребёнка – это может быть
индивидуальная, парная или коллективная игровая деятельность. Поэтому следует
создать благоприятные условия для творчества (игрушки, конструкторы, раскраски,
пластилин).
Взрослый обязательно должен помогать в приобретении игрового опыта
ребёнком. Показать элементы новой игры, расширять детский кругозор с помощью
малоизвестных предметов. Ребёнок владеет разнообразными действиями с
предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат,
треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру

(по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно
осваивает приёмы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно
повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.
Доверие и привязанность к воспитателю – необходимые условия хорошего
самочувствия и развития ребёнка в детском саду. Поэтому следует родителям
объяснить своему ребёнку о важности взаимоотношений воспитателя и ребёнка.
Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе
воспитателя. В течение дня педагог должен к каждому ребёнку проявить своё
доброе отношение: приласкать, назвать ласковым именем, погладить. Ощутив
любовь воспитателя, младший дошкольник становится более общительным. Он с
удовольствием подражает действиям взрослого, видит во взрослых неиссякаемый
источник новых игр, действий с предметами. К концу младшего дошкольного
возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со
взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.
Образовательный стандарт (ФГОС ДО) подразумевает приобретение детьми к
концу учебного года определенных умений, знаний, навыков. При этом следует
учитывать баланс между образовательной и игровой деятельностью.
Возрастные особенности детей 3–4 лет (по ФГОС ДО) подразумевают
развитие мотивации к обучению, творчеству. Важно понять, что необходимо
поощрять интерес, внимание ребёнка к окружающей действительности. Тогда у
него появится желание самостоятельно продолжить изучение явлений или
ситуаций. Любопытство ребёнка способствует развитию навыков сотрудничества,
взаимопонимания. Осознание себя самостоятельным человеком помогает
установить ребёнку новые, глубокие отношения с родителями, сверстниками,
взрослыми. Появляется собственная позиция, которая помогает осознать,
проанализировать свое поведение и поведение окружающих людей. Возрастные
особенности детей 3–4 лет (по ФГОС ДО) заключаются в том, что появляется
гендерное осознание своей роли (девочка, мальчик). В соответствии с этим может
меняться игровая направленность ребёнка. Девочек больше интересует посуда,
куклы. Мальчиков – конструкторы, оружие, машины.
Социально – личностное развитие входит в возрастные особенности детей 3–
4 лет. Взрослые помогают детям не только осознать свои чувства, мысли, но и
внятно доносить их до окружающих. Важно помочь разобраться ребёнку в
переживаниях, эмоциях. Дать им название и характеристику. Это знание будет
служить основой, эталоном для дальнейшего самостоятельного изучения
эмоциональной сферы самим ребёнком. В эмоциональном плане сохраняются те же
тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения.
Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На
настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Поэтому характеристики, которые ребёнок даёт другим людям, очень субъективны.
Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.
Обязательным является знание и выполнение элементарных норм поведения.
В играх, действиях детей появляется целенаправленность. Ребёнок может во
время рисования, конструирования поставить цель и постепенно добиваться её.
Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью.

Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что
было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и
эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.
Ребёнок не способен длительное время удерживать своё внимание на каком-то
одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую. Но
нестабильность внимания, неустойчивость произвольного поведения постоянно
отвлекает малыша от целенаправленных действий. Ребёнок быстро переключается с
одного предмета на другой.
Возрастные особенности детей 3–4 лет формируют предпосылки к
дальнейшей учебной деятельности. Младшие дошкольники с помощью взрослого
осваивают элементы и правила коллективных, индивидуальных игр. Это
способствует развитию взаимоотношений, становлению личности ребёнка,
формирует познавательную и творческую активность.
Во время игры дети закрепляют свои знания о предметном и социальном
мире. Необходимо заложить основы культуры поведения во время игровой
деятельности ребёнка.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
1.
Ребёнок вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые
музыкальные произведения.
2.
Проявляет
эмоциональную
отзывчивость,
появляется
первоначальный эмоциональный отклик на характер, темп, динамику и
настроение музыки.
3.
Активен в элементарном музицировании на детских и шумовых
музыкальных инструментах.
4. Умеет взаимодействовать в коллективе с другими детьми и с мамой.
5.
Формируются элементарные навыки музыкально-ритмических и
танцевальных движений.
6.
Ребёнок легко различает музыкальные жанры и самостоятельно
показывает в движении марш (марширует), пляску (танцует) и колыбельную
(присаживается, складывает ладошки под щёчку, закрывает глазки).
7.
Ребёнок самостоятельно ориентируются в пространстве, легко
бегает, уверенно ходит, ритмично прыгает и приседает, выразительно исполняет
образные движения (Зайки, Лисички, Мишки, Птички и др.), подпевает
взрослым, активно звукоподражает голосам животных и птиц.
8.
Ребёнок общителен, раскован, умеет взаимодействовать со
сверстниками и взрослыми.
9.
Усвоил важные правила поведения (умение здороваться и
прощаться, заниматься в группе).
1.5. Педагогическая диагностика
Механизм оценивания образовательных результатов:
Критерии оценки знаний, умений, навыков обучающихся
Высокий уровень:
Средний уровень:
Низкий уровень:

1. Занимаются с хорошим
1. Дети с радостью занимаются, 1. Занимаются без
настроением и желанием.
начинают и заканчивают
желания и настроения.
2. Сосредоточенность на
движения в соответствии с
2. Нет сосредоточения
музыкально-ритмической
характером, темпом и жанром
и внимания на
деятельности.
музыки.
музыкальной
3. Сформированы основные 2. Умеют взаимодействовать, но деятельности.
не всегда сосредоточены на
3. Основные
двигательные навыки у
деятельности, отвлекаются.
детей.
двигательные навыки
3. Сформированы не все
4. С желанием учатся
не сформированы.
танцевать, водить хороводы. основные двигательные навыки. 4. Крупная и мелкая
5. Легко музицируют на
4. Крупная и мелкая моторика
моторика не развита.
шумовых и детских
не полностью развита.
5. Отсутствует
музыкальных инструментах. 5. Музицируют на
интерес к
6. Используют музыкальные инструментах без интереса и
музицированию на
инструменты для
импровизаций.
детских музыкальных
звукоподражания и
инструментах.
импровизаций.
7. С интересом
импровизируют.
8. Сформирована слуховая
память.
9. Развита крупная и мелкая
моторика.
Система психолого-педагогической диагностики:
Предметом диагностики являются наличие у ребёнка устойчивого интереса к
музыкальной деятельности, эмоциональное восприятие музыки.
Исходя из поставленных целей и задач, спрогнозированных результатов
обучения, разработаны следующие формы отслеживания результативности данной
образовательной программы: педагогические наблюдения; использование методов
специальной диагностики, тематические беседы, творческая деятельность мамы и
ребенка.
Формы и методы контроля:
1.
Наблюдение.
2. Тематические беседы с родителями (законными представителями).
3. Игровые методы.
4. Анализ музыкально-игровой деятельности детей.
Итоговые занятия проводятся 2 раза в год (1 полугодие, 2 полугодие).
Время
Цель проведения
Формы контроля
проведения
Начальный контроль
Сентябрь
1. Определение уровня раскованности и Практическое занятие,
творчества в сформированной группе
беседа
детей.
2. Индивидуальные способности каждого
ребёнка.

Текущий контроль
1. Контроль усвоения материала, степень
В течение
всего учебного развития физической пластики за период
обучения.
года
2. Повышение уровня музыкальности
Итоговый контроль
В конце
Подведение итогов обучения и личных
учебного года достижений детей.

1. Творческое задание.
2. Совместная работа

1. Контрольное занятие.
2. Занятие – игра.
3. Открытое занятие
Возможные формы выявления, фиксации и предъявления результатов:
Спектр способов и форм
Спектр способов и форм
Спектр способов и
выявления результатов
фиксации результатов
форм
предъявления
результатов
1.
Отчёты.
1. Беседа, опрос, наблюдение, 1. Отчёты.
итоговые занятия.
2. Методические разработки. 2. Итоговые занятия.
3. Открытые занятия.
2. Анализ результатов
достижений детей.
3. Анализ выполнения
программы
Результаты контроля могут быть основанием для корректировки
программы и поощрения воспитанников.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
Для выявления уровня усвоения содержания программы и
своевременного внесения коррекции в образовательный процесс, проводится
текущий контроль в виде контрольного среза знаний освоения программы в
конце освоения темы. Итоговый контроль проводится в итоговой аттестации (по
окончанию освоения программы) с использованием критериев оценки знаний,
умений, навыков.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Особенности организации образовательного процесса
Пребывание в детском саду должно доставлять ребёнку радость, а
образовательные ситуации должны быть увлекательными. Важнейшие
образовательные ориентиры:
- обеспечение эмоционального благополучия детей;
- создание условий для формирования доброжелательного и внимательного
отношения детей к другим людям;
- развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и
ответственности);
- развитие детских способностей, формирующихся в разных видах
деятельности.
Для реализации этих целей музыкальному руководителю рекомендуется:
1. Проявлять уважение к личности ребёнка и развивать демократический
стиль взаимодействия с ним, родителями (законными представителями) и с другими
педагогами.
2. Создавать условия для принятия ребёнком ответственности и проявления
эмпатии к другим людям.
3. Обсуждать с детьми важные жизненные вопросы, стимулировать
проявление позиции ребёнка.
4. Обращать внимание детей на тот факт, что люди различаются по своим
убеждениям и ценностям, обсуждать, как это влияет на их поведение.
5. Обсуждать с родителями (законными представителями) целевые
ориентиры, на достижение которых направлена деятельность педагогов Детского
сада, и включать членов семьи в совместное взаимодействие по достижению этих
целей.
2.2. Роль педагога в организации психолого – педагогических условий
1. Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка (т.е. уважение к его
индивидуальности, чуткость к его эмоциональному состоянию, поддержка его
чувства собственного достоинства). В дошкольном учреждении педагоги должны
создать атмосферу принятия, в которой каждый ребёнок чувствует, что его ценят и
принимают таким, какой он есть; могут выслушать его и понять. Для обеспечения
эмоционального благополучия педагог должен:
• общаться с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз;
• внимательно выслушивать детей, показывать, что понимает их чувства,
помогать делиться своими переживаниями и мыслями;
• помогать детям обнаружить конструктивные варианты поведения;
• создавать ситуации, в которых дети при помощи разных культурных средств
(игра, рисунок, движение и т. д.) могут выразить своё отношение к личностно –
значимым для них событиям и явлениям, в том числе происходящим в детском
саду;
• создать располагающую, художественно – эстетическую обстановку в
детском саду, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно и свободно. Такая

эмоциогенная среда способствует снятию напряжения, зажатости, излишней
тревоги.
2. Формирование доброжелательных, внимательных отношений к людям возможно
только в том случае, если педагог сам относится к детям доброжелательно и
внимательно, помогает конструктивно разрешать возникающие конфликты.
3. Создание условий для развития свободной игровой деятельности.
Игра – одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста.
Играя, ребёнок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его полноте — со
стороны смыслов и норм, учась понимать правила и творчески преобразовывать их.
Развитие свободной игровой деятельности требует поддержки со стороны
взрослого. При этом роль педагога в игре может быть разной в зависимости от
возраста детей, уровня развития игровой деятельности, характера ситуации и пр.
Педагог может выступать в игре и в роли активного участника, и в роли
внимательного наблюдателя. С целью развития игровой деятельности педагог
должен уметь:
• создавать условия для свободной игры детей;
• определять игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь;
• отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита
слабо;
• косвенно руководить игрой, если игра носит стереотипный характер
(например, предлагать новые идеи или способы реализации детских идей).
4. Создание условий для развития познавательной деятельности.
Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребёнок занят значимым и
интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно
и при помощи взрослого совершает открытия. Педагог должен создавать ситуации,
в которых может проявляться детская познавательная активность. Ситуации,
которые могут стимулировать познавательное развитие (т.е. требующие от детей
развития восприятия, мышления, воображения, памяти), возникают в повседневной
жизни ребёнка постоянно: на прогулках, во время игры, укладывания спать,
подготовки к празднику и т. д.
5. Создание условий для физического развития.
Физическое развитие очень важно для здоровья детей, потому что позволяет
реализовать их врождённое стремление к движению. Становление детской
идентичности, образа «Я» тесно связано с физическим развитием ребёнка, с его
ловкостью, подвижностью, активностью. Для того, чтобы стимулировать
физическое развитие детей, важно:
• ежедневно предоставлять детям возможность активно двигаться;
• обучать детей правилам безопасности;
• создавать доброжелательную атмосферу эмоционального принятия,
способствующую проявлениям активности всех детей (в том числе и менее
активных) в двигательной сфере;
• использовать различные методы обучения, помогающие детям с разным
уровнем физического развития с удовольствием выполнять движения.

2.3. Учебный план Программы
№
Разделы и темы
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Общее количество часов
Раздел 1. Введение

«Мы друг другу рады»
5
Раздел 2.1 «Азбука музыкального
движения»
«Любимые игрушки»
5
«Есть у солнышка друзья»
5
«Повторяйте за мной»
5
«Вместе весело играть»
5
«Пошагаем, поиграем»
5
Раздел 2.2 «Музыкально-ритмические
движения»
«Повторяйте за мной»
4
«Вместе весело играть»
4
«Аэробика для и малышей»
5
«Быстро – медленно»
4
«Дружно мы играем»
5
Раздел 3. «Элементарное музицирование»
«Громко – тихо»
5
«Высоко – низко»
5
«Сказки – шумелки»
5
«Весёлые звуки»
5
Итого:
72

2.4. Содержание образовательной деятельности
Структура построения занятия (части могут варьироваться):
1. Вокальное приветствие.
2. Массаж с пением.
3. Пение.
4. Пальчиковые игры.
5. Слушание.
6. Музицирование.
7. Музыкально – ритмические движения.
8. Релаксирующие упражнения.
Основные формы и методы:
1. Каждое занятие начинается с приветственной песенки, которая направлена
на сплочение, согласованность действий малышей и родителей. Подпевание
активизирует речь и развивает вокальные данные малышей. Совместное
выполнение весёлых движений создает положительный эмоциональный фон и
объединяет группу.
2. Игры – разминки включают разминку с движениями. Такие игры
активизируют внимание детей, развивают чувство ритма, выдержку, формируют
умение действовать по показу педагога.
3. Благодаря пальчиковым и жестовым играм у ребёнка развивается мелкая

моторика, что способствует развитию высших психических функций (памяти,
мышления, внимания, воображения) помогает формированию речи.
4. Игровой массаж способствует сенсорному развитию самих детей,
укрепляет детско-родительские отношения, обучает приёмам элементарного
самомассажа (поглаживание, растирание, похлопывание).
5. Музыкально-ритмические движения включают танцевальные упражнения,
элементарные пляски, формирующие первичные танцевальные навыки движений
под музыку. Подвижные игры и упражнения развивают общую моторику и чувство
ритма, темпа, навыки ориентировки в пространстве, дают возможность для
активного движения и взаимодействия, учат детей согласовывать свои действия с
действиями партнёров по игре, способствуют развитию самостоятельности,
произвольности поведения, развивают музыкальные способности. Аэробика для
малышей формирует умения выполнять движения в соответствии с текстом,
развивает эмоциональную восприимчивость.
6. Элементарное музицирование включает в себя игры на развитие
динамического и звуковысотного слуха, эмоциональной отзывчивости на музыку, а
также слухового внимания и музыкально-сенсорных способностей. Данная форма
музыкальной деятельности предполагает знакомство малышей с различными
детскими музыкальными инструментами, способами звукоизвлечения. Это радует
малышей, активизирует их внимание, речь и побуждает к подпеванию,
звукоподражанию.
7. «Сказки-шумелки» учат детей слушать музыку, речь взрослого, обучают
малышей способам и приёмам игры на колокольчиках, бубенцах, погремушках,
барабанах, бубнах и т.д., а также способствуют развитию творческой фантазии.
Малыши, музицируя, учатся слушать других, уступать, делиться, сопереживать, что
способствует развитию коммуникативных навыков.
8. Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания
музыки, движения, слова (звука), направленная на решение коррекционных,
образовательных и оздоровительных задач. Занятия логоритмикой включают в себя
не только речедвигательные упражнения, но и релаксационные методы (массаж,
самомассаж, дыхательные упражнения).
9. Логопедические распевки – это короткие стишки-чистоговорки для
пропевания, которые применяются для коррекции звукопроизношения, темпа речи,
развития речевого дыхания, слоговой структуры слова и т.д.
10. Игры – голосилки, игры – говорушки – это игровые фонопедические и
оздоровительные упражнения для горла, направленные на развитие речи детей.
11. Коммуникативные танцы и игры – это в основном танцы с несложными
движениями, включающие элементы невербального общения, сменой партнёров,
игровыми заданиями. Построенные на жестах и движениях, которые выражают
дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу. Тактильный контакт,
осуществляемый в танце, игре, ещё более способствует развитию
доброжелательности между детьми, нормализуют микроклимат в детском
коллективе. Целью использования коммуникативных игр и танцев является развитие
творческих способностей, самовыражения в движениях под музыку, раскрепощение,
оздоровление детей дошкольного возраста.

Этапы занятий и методические приёмы:
1.
Совместное выполнение задания взрослым и ребёнком по показу
педагога. (Как правило, активную роль выполняет взрослый. Ребёнок – наблюдатель
или пассивный участник. Родитель на этом этапе находится в позиции за спиной
ребёнка, который сидит у него на коленях или на подушке между ногами).
2.
Совместное выполнение задания взрослым и ребёнком по показу
педагога. (Взрослый находится рядом с малышом, помогая только в том случае,
если ребёнок не справляется самостоятельно).
3.
Совместное, «параллельное» выполнение. (Поддержка осуществляется
в основном на эмоциональном уровне, возможен небольшой контроль и словесная
корректировка выполнения).
4.
И взрослый, и ребёнок – полноправные участники. (Родитель
эмоционально поддерживает
и одобряет
успешность.
Корректировка
производится через наглядный показ).
При разучивании новой игры:
5.
Следует обеспечить понимание детьми сюжета и содержания игры. Если
в ней встречаются персонажи, образы или понятия, незнакомые детям, рассказывают
сначала малышам о них, используя игрушки и картинки.
6.
Проводится «презентация» игры под фонограмму (показав детям
необходимые движения или комбинации), а затем, на первом этапе разучивания,
проводится игра под пение или мелодическую ритмизацию текста – в удобном
темпе и с необходимыми остановками).
7.
Обязательны «тематические связки» между играми и упражнениями
(хотя бы в рамках одного «блока» игр).
К выполнению игры или задания дети не принуждаются. Если ребёнок не
хочет играть – всё выполняет взрослый. Родителям не следует всё время активно
помогать своему ребёнку или постоянно исправлять ошибки. Лучшая поддержка
для малыша – совместная игра, когда ребёнок видит, что родитель также
заинтересованно участвует в процессе, а не постоянно поправляет и одёргивает.
2.5. Особенности общей организации образовательного процесса
Важнейшим условием реализации ДОП ДО является создание развивающей и
эмоционально комфортной для ребёнка образовательной среды. Пребывание в
детском саду должно доставлять ребёнку радость, а образовательные ситуации
должны быть увлекательными. Система дошкольного образования в детском саду
нацелена на то, чтобы у ребёнка развивалась игра и познавательная активность, а
также созданы условия для проявления таких качеств, как: инициативность,
жизнерадостность, любопытство и стремление узнавать новое. Созданная
организация образовательной среды стимулирует развитие уверенности в себе,
оптимистического отношения к жизни, даёт право на ошибку, формирует
познавательные интересы, поощряет готовность к сотрудничеству и поддержку
другого в трудной ситуации, то есть обеспечивает успешную социализацию ребёнка
и становление его личности. Изучаемые детьми темы выступают как материал для
достижения целей образовательной работы – развития способностей и инициативы
ребёнка, овладения доступными для дошкольного возраста культурными

средствами. Благодаря этому дополнительная образовательная программа
становится залогом подготовки детей к жизни в современном обществе, требующем
умения учиться всю жизнь и при этом разумно и творчески относиться к
действительности.
2.6. Формы, способы, методы и средства реализации Программы
Методические принципы:
1. Создание непринуждённой обстановки, в которой ребёнок и родитель
(законный представитель) чувствуют себя комфортно, раскрепощено.
2. Целостный подход в решении педагогических задач:
* обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение,
слушание, игры и пляски, игру на детских музыкальных инструментах;
* претворение полученных впечатлений в совместной игровой
деятельности;
* приобщение к народной культуре через слушание и пение русских
народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов.
3. Принцип последовательности (усложнение поставленных задач по всем
разделам музыкального воспитания).
4. Принцип партнёрства (встреча детей с улыбкой, радостно, приветливо,
доброжелательно, используя добрые, ласковые слова; таким образом, группа детей
и музыкальный руководитель становятся единым целым: «Вместе слушаем, вместе
поём, вместе рассуждаем, вместе играем».
5. Принцип гуманизации педагогического процесса (здоровьесберегающие):
* диалогизации,
* проблематизации,
* индивидуализации,
* персонификации.
Методы обучения, используемые в образовательном процессе:
1. По источнику полученных знаний:
* словесные,
* наглядные,
* практические.
2. По уровню включения в продуктивную деятельность:
* репродуктивные,
* объяснительно – иллюстративные,
* частично – поисковые.
3. Методы стимулирования познавательной деятельности:
* эмоциональное стимулирование (создание ситуации успеха),
* методы развития познавательного интереса (выстраивание игрового
приключенческого сюжета, стимулирование познавательным и занимательным
содержанием; создание ситуаций творческого поиска),
* методы формирования ответственности и обязательности (формирование
понимания личной значимости, предъявление требований).

2.7. Способы и направления поддержки детской инициативы
Для того чтобы дети научились выражать себя средствами искусства, педагог
должен:
• создавать атмосферу принятия и поддержки во время занятий;
• оказывать помощь и поддержку в овладении необходимыми для занятий
техническими навыками;
• поддерживать детскую инициативу в воплощении замысла и выборе
необходимых для этого средств.
2.8. Взаимодействие детского сада с семьёй
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребёнка
является развитие конструктивного взаимодействия с семьёй.
Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования
ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития
компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo –
педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка); обеспечение права
родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьёй:
1. Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам
воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной
деятельности в детском саду и семье.
2. Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и
обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач.
3. Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и
формам
сотрудничества,
способствующего
развитию
конструктивного
взаимодействия педагогов и родителей с детьми.
4. Поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным
стремлениям и потребностям ребёнка, создание необходимых условий для их
удовлетворения в семье.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организационно – педагогические условия реализации Программы
Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей
программы и регламентируется расписанием занятий. В качестве нормативноправовых оснований проектирования данной программы выступает:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155,
зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384;
в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955,
зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный №
72264).
3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования
(утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028,
зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный №
71847).
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Устав Детского сада № 97 комбинированного вида, правила внутреннего
распорядка воспитанников, локальные акты.
Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению
разрабатывать образовательные программы с учётом интересов и возможностей
детей дошкольного возраста.
Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на
обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников
образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией
Программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса
и условиями его осуществления.
Педагог, реализующий данную программу, должен иметь высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, соответствующей профилю кружка, без предъявления требований к стажу
работы,
либо
высшее
профессиональное
образование
или
среднее
профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование
по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу
работы
3.2. Социально-психологические условия реализации образовательной
Программы обеспечивают:
- учёт специфики возрастного психофизического развития детей;
- вариативность направлений сопровождения участников образовательного
процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников);
- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;

- дифференциация и индивидуализация обучения;
- мониторинг возможностей и способностей ребёнка, выявление и
поддержка одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде
сверстников.
3.3. Психолого-педагогические условия реализации Программы
Успешная реализация Программы обеспечена совокупностью психологопедагогических условий, изложенных в п.30 Федеральной программы. Ключевыми
из них являются:
- признание детства как уникального периода в становлении человека,
понимание неповторимости личности каждого ребёнка, принятие воспитанника
таким, какой он есть, со всеми его индивидуальными проявлениями;
- учёт специфики возрастного и индивидуального психофизического развития
обучающихся (использование форм и методов, соответствующих возрастным
особенностям детей; видов деятельности, специфических для каждого возрастного
периода, социальной ситуации развития).
Требования к психолого-педагогическим условиям реализации Программы
изложены в п.3.2.1. ФГОС ДО:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и
поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных
возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с
детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям
(недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления
развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка
и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей
друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них
видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей,
охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в
образовательную деятельность.
3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды
Реализация Программы осуществляется в музыкальном зале, соответствующем
требованиям санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, правилам
пожарной безопасности, требованиям к средствам обучения и воспитания в

соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей,
оснащенности помещений развивающей предметно-пространственной средой,
требованиям к материально-техническому обеспечению программы (учебнометодический комплект, оборудование), оснащение (предметы).
Развивающая предметно-пространственная среда в Детском саду № 97
содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна,
доступна и безопасна.
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и
содержанию Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в
том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным
игровым, музыкальным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в
соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря обеспечивает:
- игровую, познавательную, музыкальную, исследовательскую и творческую
активность всех воспитанников;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,
участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений
развивающей
предметно-пространственной
среды
в
зависимости
от
образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей
детей;
Полифункциональность
материалов
предполагает
возможность
разнообразного использования различных составляющих предметной среды
(детских музыкальных инструментов, платочков, цветов, осенних листьев, мягких
модулей, ширм и т.д.; наличие в музыкальном зале полифункциональных (не
обладающих жёстко закрепленным способом употребления) предметов для
использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве
предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды предполагает наличие в музыкальном зале различных
пространств (для игры, для пения, для музицирования и пр.), а также разнообразных
материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор
детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых
предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и
исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья всех помещений, где осуществляется образовательная
деятельность;

- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность развивающей предметно-пространственной среды предполагает
соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надежности и
безопасности их использования.
3.5. Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность
методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Материально-технические условия:
1.
Музыкальный зал, соответствующий санитарным нормам СанПин.
2. Развивающая предметно – пространственная среда (атрибуты для игр и
танцев, наглядные пособия и др.).
3. Средства ТСО (ноутбук, музыкальный центр, проектор, телевизор,
смартфон, CD – диски, видеоуроки, архив видео и фотоматериалов).
4. Методические разработки занятий.
Перечень оборудования, необходимого для реализации Программы:
Музыкальные
Фортепиано, синтезатор, погремушки, маракасы, бубны,
инструменты
барабаны, деревянные ложки, треугольники, бутафорская
балалайка, колокольчики, бубенцы, металлофоны, дудочка и др.
Демонстрационный Иллюстрации к песням, пьесам для слушания, репродукции
материал
картин. Обучающие карточки: «Птицы», «Насекомые»,
«Животные», «Мамы и детки», «Музыкальные инструменты»,
«Времена года» и др.
Игрушки

Флажки, платочки, султанчики, ленты, искусственные цветы,
«рули», корзинки, кубики, фрукты и овощи, «снежки»,
снежинки, листочки, деревянные палочки, орешки, деревянные
матрёшки, куклы театра би-ба-бо, домик для театральной
драматизации, медведь, заяц, белка, ёжик, собака, кошка, птичка,
колобок и др.
Методическое обеспечение:
Программа составлена с учётом требований современной педагогики, на
основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей
детей, корректировалась в соответствии с их интересами. Важный этап в обучении –
индивидуальный подход. Это способствует развитию познавательных сил,
активности, склонностей, дарований воспитанников.
Методическое сопровождение:
Программа составлена с учётом требований современной педагогики, на
основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей
детей, корректировалась в соответствии с их интересами. Важный этап в обучении –
индивидуальный подход. Это способствует развитию познавательных сил,
активности, склонностей, дарований воспитанников.
Виды методической продукции:

 методическое пособие, методическая разработка, методическая инструкция;
 материалы образовательного процесса (слайд – фильмы (презентации),

подготовленные педагогом) и др.
Виды дидактических материалов:
 звуковые (записи выступлений, концертов);
 смешанный (видеозаписи, аудио- и видеоматериалы и т.д.);
 учебные пособия, журналы, книги;
 тематические подборки материалов, сценариев, игр.
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с
учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими
особенностями детей, уровнем их развития и способностями.
Для реализации познавательной и творческой активности детей в
учебном
процессе используются современные образовательно-воспитательные технологии,
дающие возможность повышать качество образования, более эффективно
использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности:
личностно-ориентированные технологии, технология создания ситуации успеха
(поощрение даже небольшого успеха ребёнка его личные достижения при
выполнении какого-либо задания, упражнения, работы), игровые технологии,
технологии
здоровьесберегающие,
технология
коллективной
творческой
деятельности.
Для обеспечения формирования знаний, умений и навыков, необходимых для
решения поставленных задач используются:
 методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесные (устное изложение, беседа, объяснение и др.), наглядные (показ
иллюстраций, приёмов исполнения, наблюдение, работа по образцу и др.),
практические (исполнение танца или отдельных его элементов);
 методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительноиллюстративные (беседы, ознакомление детей с дополнительной литературой по
музыке, ритмике, другими источниками текстовой, фото и видеоинформации по
танцам; небольшие сообщения по отдельным темам); репродуктивные (копирование
элементов танца);
 постоянный поиск новых форм и методов организации образовательного
процесса делает работу с детьми более разнообразной, эмоционально и
информационно насыщенной.
 формы занятий: вводное, традиционное, практическое, ознакомительное,
контроль полученных знаний.
 кроме образовательного аспекта, Программа несёт в себе воспитательную
функцию, основу которой составляют следующие методы воспитания
обучающихся:
- общие методы воспитания;
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения
(игра, упражнение, коллективная творческая деятельность, соблюдение норм,
традиций; создание воспитывающих ситуаций);
- методы стимулирования: поощрение, предоставление прав, одобрение,
награждение.

Список литературы
Нормативные правовые акты:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155,
зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384;
в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955,
зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264).
3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена
приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в
Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847).
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
5. Устав Детского сада № 97 комбинированного вида, правила внутреннего
распорядка воспитанников, локальные акты.
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N
41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей».
Для педагога дополнительного образования:
1.
Анисимова
М.В.
Музыка
здоровья.
Программа
музыкального
здоровьесберегающего развития. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
2. Арсеневская О. Игры – говорушки. – М, 2022.
3. Воеводина О. Логопедический сборник. – М., 2022-2023.
4. Емельянов В. Фонопедический метод развития голоса.
5. Журнал Музыкальная палитра.
6. Журнал Музыкальный руководитель.
7. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и
методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
8. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М., 2005.
9. Коротаева С. Снежная логоритмика. – М., 2021.
10. Петрова В.А. Программа Малыш. – М., 2015.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».