17.03.2023
Потапова В.В., Федоренко М.В. Психология развития: норма и патология., Казань, 2014 г - 138 с.
Психическое развитие ребенка до трех лет. Ребенок появляется на свет слабым и беспомощным существом.
Костно-мышечная система его очень плохо развита, сердечная деятельность недостаточно регулируется со стороны нервной системы: сердце бьется часто и неритмично, дыхание поверхностно. Несовершенна и нервная система — большие полушария мозга развиты еще плохо, основную роль в жизнедеятельности играют низшие отделы центральной нервной системы — подкорковые центры, ведающие основными жизненными функциями.
Вначале ребенок имеет лишь органические потребности (в воздухе, пище, тепле, сне). Они удовлетворяются с помощью механизма безусловных рефлексов (главный из них — пищевой), на основе которых происходит первоначальное приспособление ребенка к внешней среде. В процессе взаимодействия с окружающим миром у ребенка постепенно возникают новые потребности — потребность в общении, потребность в движениях, потребность в манипулировании предметами, интерес к окружающему.
Врожденные безусловные рефлексы на этом этапе развития не могут удовлетворить указанные потребности. Возникает противоречие, которое разрешается путем образования условных рефлексов — гибких нервных связей как механизма приобретения и закрепления ребенком жизненного опыта. Постепенно усложняющаяся ориентировка в окружающем мире ведет к развитию ощущений и восприятий, в первую очередь зрительных, которые начинают играть ведущую роль в развитии ребенка и становятся основным средством познания.
Примерно к середине первого года жизни заметно развиваются руки. Ощупывающие, хватающие движения рук и манипулирование предметами расширяют возможности познания ребенком окружающего мира. По мере развития ребенка расширяются и обогащаются формы его общения со взрослыми. От форм эмоциональной реакции на взрослого (улыбка, оживленные движения при виде матери или при ласковых звуках ее голоса) ребенок постепенно переходит к реагированию на слова определенного значения, начинает понимать их.
В конце первого года жизни ребенок сам произносит первые слова. В возрасте 1 года — 3 лет у ребенка формируется потребность более основательного и активного знакомства с окружающим миром, возникает потребность более глубокого и содержательного общения со взрослым. Что же нужно для удовлетворения этих потребностей? По-видимому, два обстоятельства должны играть здесь основную роль — овладение возможностью передвижения (ходьбой) и овладение речью. Это и есть основные направления развития ребенка, вступающего во второй год жизни. Способность к передвижению расширяет контакты ребенка с Окружающим миром. Примерно с полутора лет заметен большой прогресс в речи — значительно увеличивается словарь, речь активизируется, усложняются ее формы.
Речевое общение со взрослыми имеет исключительно важное значение в психическом развитии ребенка. Резкий недостаток (дефицит) общения со взрослыми приводит к заметному отставанию в психическом развитии ребенка. Игра становится ведущей деятельностью, через игру ребенок овладевает действиями, отображает окружающую жизнь, совершенствует способность к точным движениям. Развитие ребенка в этом возрасте определяется расширением и усложнением его связей с окружающим миром, все повышающимся уровнем требований к ребенку.
У ребенка уже в начале этого возраста появляется потребность
участвовать в жизни взрослых, семьи: выполнять простейшие поручения,
иметь несложные обязанности (сначала по самообслуживанию). С каждым
днем нарастает интерес к окружающему.
Возраст 3 года — 5 лет недаром называют возрастом «почемучки» —
по некоторым данным ребенок в возрасте 3—4 лет задает ежедневно в
среднем 427 вопросов, и три четверти из них начинаются словом «почему».
Игры становятся все более сложными. Появляются сюжетные, а потом
и ролевые игры. В них ребенок в игровой сюжетной форме, принимая на себя
определенную роль, воспроизводит жизнь взрослых, познает мир, вследствие
этого игра способствует всестороннему развитию ребенка — развитию его
восприятия, воображения, мышления. В игре формируется и личность ребенка: развивается возможность тормозного контроля за своим поведением,
умение подчиняться правилам, умение преодолевать трудности. В игре же
формируются у детей начатки коллективизма и товарищества, приобретается
первый опыт взаимопомощи,
Речь становится все более содержательной, усложняются ее
грамматические формы. Дети преддошкольного возраста особенно склонны к
словотворчеству и обнаруживают определенное чувство языка (умение на
практике обобщать языковой материал).
Большую роль в развитии ребенка играют рисование, лепка,
элементарное конструирование, в процессе которых ребенок познает
окружающий мир, развиваются его эстетические чувства и способности.
Развитие ребенка в дошкольном возрасте
В этом возрасте на развитии ребенка сказывается ближайшая
перспектива поступления в школу. Все большие требования и дома, и в
детском саду предъявляют к его психическим процессам: памяти,
мышлению, вниманию, личностным проявлениям. И под влиянием
соответствующих упражнений, деятельности наличный уровень
психического развития неуклонно повышается.
У детей укрепляется костно-мышечная система, улучшается
координация движений. Заметно усиливается регулирующая функция коры
— дошкольники уже не столь импульсивны и несдержанны, как в раннем
детстве, могут тормозить свои непосредственные побуждения. К 7 годам вес
мозга достигает в среднем 1350 г.
В процессе игры, элементарных форм трудовой деятельности и под
влиянием специальных занятий лепкой, рисованием, конструированием
расширяется и углубляется восприятие окружающего мира, психические
процессы (наблюдение, запоминание) становятся более произвольными (хотя
непроизвольность и в этом возрасте является их основной характеристикой).
Внимание становится более устойчивым и длительным, у детей развивается
способность в известных пределах планировать свою деятельность,
организовывать ее.
Характерна тяга детей к словесному общению со взрослыми и
сверстниками. Их словарный запас достигает в конце возраста 4000 слов. В
процессе общения дети овладевают грамматическим строем языка, учатся
связно излагать мысли, использовать выразительные средства языка. Очень
заметно совершенствуется мышление, оно конкретно, наглядно. Но можно
наблюдать и элементарные проявления абстрактного, рассуждающего
мышления. Ребенок уже мыслит и о вещах, непосредственно не воспринимаемых, пытается делать общие умозаключения и выводы (часто, впрочем,
неправомерные—по аналогии), оперирует отдельными несложными
отвлеченными понятиями.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра.
Распространенный вид игры — коллективные сюжетно-ролевые игры,
которые воспитывают чувство коллективизма и ответственности,
вырабатывают умение подчиняться определенным правилам, сдерживать
свои желания, тормозить импульсивные реакции.
Очень большое значение для формирования личности имеет
посильный, но систематический и повседневный труд ребенка. Важно, что
это труд не только для себя, не только по самообслуживанию, но и труд для
других, на общую пользу (дома — уход за комнатными растениями, помощь
в уборке помещений; в детском саду — работа в живом уголке, уборка
детской площадки, уход за зелеными насаждениями и т. д.). Ребенок
эмоционально переживает оценку своей деятельности и своих поступков со
стороны взрослых, под этим влиянием у него развивается способность к
самооценке, критическое отношение к собственным действиям и их
результатам.
Немалую роль в психическом развитии дошкольников, в развитии их
познавательных способностей приобретают элементы учения,
осуществляемые в старших группах детского сада в форме дидактических
игр и специальных занятий. Сюда относится усвоение простых
природоведческих знаний, связанных с наблюдением за природой и ее
разнообразными явлениями, занятия по родной речи, имеющие целью
обогатить словарный запас дошкольников, совершенствовать их устную
речь (слушание и пересказывание сказок, рассказов, стихотворений, ответы
на вопросы и т. д.). Проводятся специальные занятия по развитию фонематического слуха у детей, их учат анализировать звуковой состав слова. На
занятиях дошкольники овладевают счетом и простейшими операциями насложение и вычитание в пределах десятка, учатся решать простейшие
примеры и задачи. Старшие дошкольники учатся сравнивать величины,
устанавливать их отношения, части, производя, например, измерение
твердых, жидких и сыпучих тел с помощью условных мерок, деление целого
на части. Дети правильно отвечают, например, на такой вопрос: «Ты свой
песочек весь без остатка поместил в 6 стаканчиков или 3 кружечки. Почему
песку одинаково, а числа получились разные?» Имеется положительный
опыт обучения дошкольников рисованию, музыке, иностранному языку.
Подобного рода занятия, конечно, чрезвычайно расширяют познавательные
возможности детей дошкольного возраста, способствуют их интеллектуальному развитию.
Готовность ребенка к обучению в школе
Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и
физически, и психологически готов к систематическому обучению в школе, к
выполнению многообразных требований, которые предъявляет школа.
Психологическая готовность рассматривается и с объективной, и с
субъективной стороны. Ребенок психологически готов к школьному
обучению прежде всего объективно, т. е. к этому времени он обладает
необходимым для начала обучения уровнем психического развития. Его
отличают любознательность, яркость воображения. Внимание ребенка уже
относительно длительно и устойчиво, он уже имеет некоторый опыт
управления вниманием, самостоятельной его организации. Память дошкольника также достаточно развита. Уже не только с помощью взрослых, но и он
сам способен ставить перед собой мнемическую задачу — запомнить что-либо; легко и прочно запоминает то, что его особенно поражает, что
непосредственно связано с его интересами. Он уже знает из опыта: чтобы
хорошо запомнить нечто, надо несколько раз повторить это, т. е. овладевает
некоторыми приемами рационального запоминания и заучивания.
Относительно хорошо развита у семилетнего ребенка наглядно-образная
память, но имеются уже все предпосылки для развития и словеснологической памяти.
Речь ребенка ко времени поступления в школу уже достаточно развита,
чтобы начинать его систематически и планомерно обучать. Речь в известной
степени грамматически правильна, выразительна, относительно богата по
содержанию. Дошкольник уже может в довольно широких пределах
понимать услышанное, связно излагать свои мысли. Словарь ребенка 7 лет
также довольно обширен, причем в нем заметное место занимают
отвлеченные понятия. Ребенок этого возраста способен к элементарным
умственным операциям: сравнению, обобщению, умозаключению.
Сформированы и элементарные личностные проявления — дети ко
времени поступления в школу уже могут проявлять известную
настойчивость, ставить перед собой более отдаленные цели и достигать их
(хотя чаще не доводят дело до конца), делают первые попытки оценивать
поступки с позиций их общественной значимости. Детям свойственны
первые проявления чувства долга и ответственности. Семилетний ребенок
уже имеет опыт (пусть небольшой) управления своими чувствами, опыт
самооценки отдельных действий и поступков («Я плохо поступил»; «Это я не
так сделал»; «Бот теперь у меня получилось лучше»).
Все это важное условие готовности к школьному обучению. Итак,
уровень психического развития семилетнего ребенка есть тот уровень
психического развития, который является необходимой предпосылкой начала
систематического, планомерного и целенаправленного обучения. Однако в
пределах этого уровня наблюдаются весьма значительные индивидуальные
различия, определяемые состоянием здоровья детей, индивидуальными условиями их жизни и деятельности, в частности тем, как часто и много
занимались с ними, готовили их специально к будущему школьному
обучению и т. д.
Все сказанное касалось объективной психологической готовности
ребенка к школьному обучению. Но следует подчеркнуть и другую сторону
— субъективную психологическую готовность. Семилетнему ребенку, как
правило, свойственно желание и стремление учиться в школе, своеобразная
готовность к новым формам взаимоотношений со взрослыми. Сомнений в
том, нужно ли учиться, у него нет. Разумеется, и здесь очень велики
индивидуальные различия. Одни дети так и рвутся в школу, считают дни до
начала занятий, задолго до 1 сентября начинают систематически осаждать
родителей просьбами заранее подготовить учебные пособия и школьную
форму. Другие идут в школу сдержанно и настороженно. А бывают случаи и
нежелания идти в школу. Здесь нередко сказываются опасения, вызванные
непродуманными угрозами и предупреждениями старших («Вот погоди —
пойдешь в школу, там за тебя возьмутся!»; «Там ты еще наплачешься!»).
Немалое значение имеет и «передача опыта» от более старших младшим
(как известно, первоклассники и второклассники иногда очень любят
произвести впечатление на младших братьев и сестер, рассказывая им о
трудностях школьной жизни), а также некоторые наглядные впечатления
(например, когда родители буквально оттаскивают школьника от телевизора
и усаживают его, ревущего, учить уроки).
Отрицательное отношение к предстоящему школьному обучению,
которое сложилось до школы, крайне затрудняет включение семилетнего
ребенка в учебно-воспитательный процесс, препятствует формированию у
него положительных мотивов учения. Такие дети должны быть предметом
особого внимания со стороны учителя, который настойчиво и тактично
сумеет раскрыть перед ними привлекательные стороны учения, рассеять их
тревоги и опасения.
В заключение следует упомянуть о том, что в настоящее время
исследуется возможность и рациональность начинать обучение детей в
школе с шестилетнего возраста. Необходимость такого рода исследований диктуется соображениями о том, что научно-технический и социальный
прогресс предъявляют новые требования к обучению и воспитанию молодого
поколения, а акселерация физического и психического развития детей
позволяет поставить вопрос о более раннем начале обучения в школе.
Экспериментальное обучение шестилеток по программам начальной школы
(с дополнительным введением в учебный план I класса ритмики плавания,
что очень важно для правильного физического развития детей,
природоведения и иностранного языка) показало, что при специальной
методике обучения и соответствующем режиме дня (например,
продолжительность уроков 35 мин, с динамическими паузами) учащиеся,
начавшие учиться в школе с шестилетнего возраста, практически ничем не
отличаются (по успешности обучения и состоянию физического и
умственного развития) от учащихся, поступивших в школу с 7 лет. Конечно,
эти данные нуждаются в тщательной и длительной проверке.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.03.2023
Дата обновления: 17.03.2023
Дата публикации: 17.03.2023